Причины и последствия проявления речевой агрессии

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Причины и последствия проявления речевой агрессии

Страница 5

- потребность в самореализации: возможная экспансия в чужое личностное пространство; стремление к достижению целей через ущемление интересов другого человека, нанесение вреда другим участникам ситуации общения и т.п.;

- потребность в самозащите: стремление оградить себя от вербальной агрессии со стороны других участников речевой ситуации - осмеяния, унижения и т.п.

Иной подход к изучаемой проблеме находим у В.И. Жельвиса, который рассматривает мотивы агрессивного инвективного словоупотребления, относящиеся только к осознанной речевой деятельности. Среди них Жельвис выделяет "желание понизить социальный статус адресата"; "стремление понизить его уровень самооценки"; "попытку нанести моральный урон"; "повышение своей самооценки (или демонстрация силы)"; "желание добиться изменения поведения адресата". Данная классификация также небезосновательна и находит иллюстративное подтверждение, что будет продемонстрировано в практической части настоящего исследования.

Итак, можно сделать вывод, что проблема исследования причин и мотивов вербальной агрессии является еще явно не изученной и требует детальной разработки. При этом необходимо отметить значительную сложность и неоднозначность решения этой проблемы, причинами которых являются, прежде всего, количественное многообразие и качественное своеобразие речевых ситуаций, отмеченных вербальной агрессией, и - следовательно - конкретных, характерных для каждой ситуации мотивов этой агрессии.

Оценка степени опасности и последствий речевой агрессии

Очевидно, сама постановка данной проблемы возможна и необходима в двух аспектах: общесоциальном (вербальная агрессия как общественное явление) и собственно коммуникативном (вербальная агрессия как явление речи).

Как уже отмечалось, в современном социуме вербальная агрессия ошибочно оценивается общественным сознанием как менее деструктивная и лишь "фиктивно" опасная, нежели агрессия физическая.

Между тем, как полагают многие исследователи вербальной агрессии, в частности Н.Д. Левитов, "агрессия слова может восприниматься даже более болезненно, чем агрессия действия". Кроме того, характерной особенностью такой агрессии является отсутствие четкой границы между социально опасными и относительно приемлемыми обществом действиями. Как справедливо замечает Т. Рибо, "ни одна эмоция не становится так легко болезненной, а потому нельзя не признать область нормального гнева очень ограниченной".

Необходимо учитывать и тот факт, что вербальная агрессия создает негативную модель поведения человека в целом и тем самым является основой более сильного (и, соответственно, социально неприемлемого) поведения - агрессии физической. Как справедливо полагает В. И. Жельвис, "укрепившись в допустимости агрессии вербальной, человек может распространить эту модель на другие сферы жизни, требующие, по его мнению, уже физической агрессии".

Другая проблема заключается в том, что очень часто в обыденной жизни данное явление не осознается носителями языка как негативное или опасное и, в соответствии с этим заменяется более мягкими либо вообще искаженными определениями. Применительно к проблематике настоящей работы об этом, в частности, пишет Н.Д. Левитов: "В повседневном быту и в том числе в школьной жизни нередко встречаются формы грубого насильственного поведения, несомненно, относящиеся к агрессии, хотя и не называемые обычно этим термином. Говорят о "задиристости", "драчливости", "озлобленности", когда видят агрессивное поведение…".

Таким образом, главная опасность речевой агрессии в общественном отношении заключается в недооценке (как самим общественным сознанием в целом, так и конкретными исследователями проблемы) двух его характерных особенностях, которые условно можно обозначить как широкая социальная распространенность и относительная социальная разрешенность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Наказующая педагогика
Таким образом, общая тенденция заключается в том, что вышеуказанные методы положительного подкрепления становятся преобладающим средством стимулирования учащихся. Признание подобного факта, конечно, вызывает удовлетворение, однако за всем этим скрывается пестрая картина педагогической реальности, г ...

Задачи занимательного характера
В привитии детям интереса к урокам математики большую роль играют задачи занимательного характера. Такие задачи, как показывает практика, вносят в урок оживление, повышают интерес к знаниям, развивают воображение и память детей. Дети решают задачи такого вида с большим удовольствием. 1) Зайцы по ле ...

Организация и содержание экспериментального обучения
После обследования нам необходимо провести формирующий этап, где главной задачей второй этапа восстановительного обучения является закрепление оптического образа рукописной и печатной буквы, но уже не отдельно, а внутри слова, где все буквы находятся в сочетании друг с другом и поэтому требуют наиб ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru