Причины и последствия проявления речевой агрессии

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Причины и последствия проявления речевой агрессии

Страница 5

- потребность в самореализации: возможная экспансия в чужое личностное пространство; стремление к достижению целей через ущемление интересов другого человека, нанесение вреда другим участникам ситуации общения и т.п.;

- потребность в самозащите: стремление оградить себя от вербальной агрессии со стороны других участников речевой ситуации - осмеяния, унижения и т.п.

Иной подход к изучаемой проблеме находим у В.И. Жельвиса, который рассматривает мотивы агрессивного инвективного словоупотребления, относящиеся только к осознанной речевой деятельности. Среди них Жельвис выделяет "желание понизить социальный статус адресата"; "стремление понизить его уровень самооценки"; "попытку нанести моральный урон"; "повышение своей самооценки (или демонстрация силы)"; "желание добиться изменения поведения адресата". Данная классификация также небезосновательна и находит иллюстративное подтверждение, что будет продемонстрировано в практической части настоящего исследования.

Итак, можно сделать вывод, что проблема исследования причин и мотивов вербальной агрессии является еще явно не изученной и требует детальной разработки. При этом необходимо отметить значительную сложность и неоднозначность решения этой проблемы, причинами которых являются, прежде всего, количественное многообразие и качественное своеобразие речевых ситуаций, отмеченных вербальной агрессией, и - следовательно - конкретных, характерных для каждой ситуации мотивов этой агрессии.

Оценка степени опасности и последствий речевой агрессии

Очевидно, сама постановка данной проблемы возможна и необходима в двух аспектах: общесоциальном (вербальная агрессия как общественное явление) и собственно коммуникативном (вербальная агрессия как явление речи).

Как уже отмечалось, в современном социуме вербальная агрессия ошибочно оценивается общественным сознанием как менее деструктивная и лишь "фиктивно" опасная, нежели агрессия физическая.

Между тем, как полагают многие исследователи вербальной агрессии, в частности Н.Д. Левитов, "агрессия слова может восприниматься даже более болезненно, чем агрессия действия". Кроме того, характерной особенностью такой агрессии является отсутствие четкой границы между социально опасными и относительно приемлемыми обществом действиями. Как справедливо замечает Т. Рибо, "ни одна эмоция не становится так легко болезненной, а потому нельзя не признать область нормального гнева очень ограниченной".

Необходимо учитывать и тот факт, что вербальная агрессия создает негативную модель поведения человека в целом и тем самым является основой более сильного (и, соответственно, социально неприемлемого) поведения - агрессии физической. Как справедливо полагает В. И. Жельвис, "укрепившись в допустимости агрессии вербальной, человек может распространить эту модель на другие сферы жизни, требующие, по его мнению, уже физической агрессии".

Другая проблема заключается в том, что очень часто в обыденной жизни данное явление не осознается носителями языка как негативное или опасное и, в соответствии с этим заменяется более мягкими либо вообще искаженными определениями. Применительно к проблематике настоящей работы об этом, в частности, пишет Н.Д. Левитов: "В повседневном быту и в том числе в школьной жизни нередко встречаются формы грубого насильственного поведения, несомненно, относящиеся к агрессии, хотя и не называемые обычно этим термином. Говорят о "задиристости", "драчливости", "озлобленности", когда видят агрессивное поведение…".

Таким образом, главная опасность речевой агрессии в общественном отношении заключается в недооценке (как самим общественным сознанием в целом, так и конкретными исследователями проблемы) двух его характерных особенностях, которые условно можно обозначить как широкая социальная распространенность и относительная социальная разрешенность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Анализ опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
Секция «Центр развития ребенка «Сказка» является структурным подразделением Дома творчества Октябрьского АО г. Омска и осуществляет свою работу на основании Устава Дома детского творчества, Правил внутреннего распорядка, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образователь ...

Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6 классе основной общеобразовательной школы
Итак, в речи учащихся 5-6 классов часто встречаются нарушения лексических норм, поэтому нужна постоянная и систематическая работа с данным видом нормы на уроках русского языка, что поможет, с нашей точки зрения, избежать хотя бы самых распространенных речевых (лексических) ошибок. В ходе педагогиче ...

Методы, приемы и средства обучения. Их выбор и реализация для достижения основных дидактических целей
Метод обучения – способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных задач. Прием обучения – это составная часть или отдельная ст ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru