Определение понятия "вербальная агрессия"

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Определение понятия "вербальная агрессия"

Страница 13

Не отрицая возможного влияния биологических и генетических факторов на становление агрессии, значительное число исследователей полагают, что на выбор агрессивной модели поведения, особенно речевого поведения, в значительной степени влияет множество социальных и средовых факторов.

2. При изучении вербальной агрессии в школьной речевой среде (ее диагностики, описании наиболее типичных ситуаций, видов и форм проявления) представляется целесообразным использовать достижения этологической концепции агрессивного поведения как уделяющей основное внимание именно этим аспектам в изучении данной проблемы.

При определении и отборе конкретных приемов осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде целесообразным представляется опираться на теорию социального научения, поскольку именно она имеет своим основным предметом выработку способов формирования нужного поведения или форм смещенных реакций - приемлемых в социуме действий, в которые смещается речевая агрессия.

3. Взгляд на исследуемую проблему с позиций психолингвистики позволяет установить сущность вербальной агрессии, выявить ее основные речемыслительные механизмы и определить необходимые предпосылки для осуществления контроля над речевой агрессией на всех уровнях ее проявления.

4. Анализ причин проявления вербальной агрессии в современном обществе и установление степени ее опасности и последствий позволили глубже уяснить механизмы воздействия данного феномена на общественное языковое сознание, а также определить основные предпосылки для разработки системы методов и приемов гармонизации речевого общения в исследуемой речевой среде.

5. В настоящее время большинством исследователей принимается следующее определение агрессии: агрессия - это любое действие, имеющее целью причинение вреда объекту. Однако, учитывая многообразие причин, ситуаций и форм проявления речевой агрессии, представляется крайне сложным сформулировать исчерпывающее и всесторонне научно обоснованное определения этого понятия. Современная наука не располагает таким определением; большинство имеющихся частных определений отличаются узостью или односторонностью подхода и потому не могут быть использованы в настоящей работе.

6. Необходимость формулировки "рабочего" определения речевой агрессии, потребовала выявить и установить: отличия данного феномена от смежных и сходных явлений; отличия между целенаправленными и нецеленаправленными проявлениями вербальной агрессии на основе разграничения понятий "речевое поведение" и "речевая деятельность"; отношение понятий "негативные чувства" и "отрицательные эмоции" к изучаемому явлению; основные факторы, определяющие степень и характер агрессивности высказывания.

7. В качестве "рабочего" определения вербальной агрессии в данной работе принимается следующие: вербальная агрессия - это словесное выражение негативных чувств, эмоций или намерений в особо неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

Для изучения речевой агрессии школьников с учетом специфики поставленных в исследовании задач необходимо определить наиболее надежные методы диагностики данного явления. В дальнейшем это позволит описать конкретные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде и наметить пути ее преодоления.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 


Прочие статьи:

Обучение умению оказать доврачебную помощь при травмах
здоровье физический нагрузка страховка травма Способы оказания: При ушибах конечностей наложить давящую повязку и холод на место ушиба При ушибе головы, грудной клетки придать пострадавшему полуседячее положение, приложить холод,на грудь наложить тугую повязку. При ушибе живота придать горизонтальн ...

Основные закономерности социального развития детей старшего дошкольного возраста
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания н ...

Современная ситуация в области профориентационной работы
В настоящее время, среди требований, предъявляемых к школьной системе, обострилось требование формирования навыков поведения в современной динамичной и конкурентной среде, где требуется принятие и реализация самостоятельных решений. По данным собственных исследований А.Г. Каспаржак говорит, что вып ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru