Определение понятия "вербальная агрессия"

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Определение понятия "вербальная агрессия"

Страница 13

Не отрицая возможного влияния биологических и генетических факторов на становление агрессии, значительное число исследователей полагают, что на выбор агрессивной модели поведения, особенно речевого поведения, в значительной степени влияет множество социальных и средовых факторов.

2. При изучении вербальной агрессии в школьной речевой среде (ее диагностики, описании наиболее типичных ситуаций, видов и форм проявления) представляется целесообразным использовать достижения этологической концепции агрессивного поведения как уделяющей основное внимание именно этим аспектам в изучении данной проблемы.

При определении и отборе конкретных приемов осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде целесообразным представляется опираться на теорию социального научения, поскольку именно она имеет своим основным предметом выработку способов формирования нужного поведения или форм смещенных реакций - приемлемых в социуме действий, в которые смещается речевая агрессия.

3. Взгляд на исследуемую проблему с позиций психолингвистики позволяет установить сущность вербальной агрессии, выявить ее основные речемыслительные механизмы и определить необходимые предпосылки для осуществления контроля над речевой агрессией на всех уровнях ее проявления.

4. Анализ причин проявления вербальной агрессии в современном обществе и установление степени ее опасности и последствий позволили глубже уяснить механизмы воздействия данного феномена на общественное языковое сознание, а также определить основные предпосылки для разработки системы методов и приемов гармонизации речевого общения в исследуемой речевой среде.

5. В настоящее время большинством исследователей принимается следующее определение агрессии: агрессия - это любое действие, имеющее целью причинение вреда объекту. Однако, учитывая многообразие причин, ситуаций и форм проявления речевой агрессии, представляется крайне сложным сформулировать исчерпывающее и всесторонне научно обоснованное определения этого понятия. Современная наука не располагает таким определением; большинство имеющихся частных определений отличаются узостью или односторонностью подхода и потому не могут быть использованы в настоящей работе.

6. Необходимость формулировки "рабочего" определения речевой агрессии, потребовала выявить и установить: отличия данного феномена от смежных и сходных явлений; отличия между целенаправленными и нецеленаправленными проявлениями вербальной агрессии на основе разграничения понятий "речевое поведение" и "речевая деятельность"; отношение понятий "негативные чувства" и "отрицательные эмоции" к изучаемому явлению; основные факторы, определяющие степень и характер агрессивности высказывания.

7. В качестве "рабочего" определения вербальной агрессии в данной работе принимается следующие: вербальная агрессия - это словесное выражение негативных чувств, эмоций или намерений в особо неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

Для изучения речевой агрессии школьников с учетом специфики поставленных в исследовании задач необходимо определить наиболее надежные методы диагностики данного явления. В дальнейшем это позволит описать конкретные формы проявления вербальной агрессии в школьной речевой среде и наметить пути ее преодоления.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 


Прочие статьи:

Значение использования работы по созданию аппликации из ткани в развитии детей старшего дошкольного возраста
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель ми ...

Роль игры в жизни ребенка
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – ...

Программа психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших дошкольников
Для решения указанной выше задачи служат специальные коррекционные игры и занятия. Эта работа должна включать ряд этапов. Остановимся на их описании. Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от дру ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru