Определение понятия "вербальная агрессия"

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Определение понятия "вербальная агрессия"

Страница 12

С другой стороны, можно выделить ряд показателей, присутствие которых в ситуации общения позволяет говорить о наличии в ней вербальной агрессии:

1. Подмена говорящим своего коммуникативного намерения неистинным, ложным, маскирующим реальную цель речевого контакта. Например, желая сорвать урок или отсрочить контрольную работу, ученик словесно демонстрирует свою обиду на якобы имевшую место несправедливость учителя ("Вам наплевать на детей!"; "Я вас ненавижу!" и т.п.).

2. Невозможность дальнейшего коммуникативного контакта после данного высказывания, что может выражаться как невербально (например, после оскорбления ученика учитель молча покидает класс), так и словесно (например, "Сегодня с тобой бесполезно спорить"; "Остынь, поговорим позже"; "Больше никогда не подходи ко мне"; "Теперь ты для меня не существуешь!" и т.п.);

3. Отсутствие учета адресата в процессе создания и порождения высказывания, а именно: поло-возрастных особенностей; характера и темперамента; социальных характеристик - общественного положения, уровня образования и т.п.; культурно-национальной специфики; индивидуально личностных особенностей; степень овладения речевой культурой и т.д.

4. Отсутствие учета говорящим характера общения. Например, фамильярное обращение в официальной обстановке; демонстративное игнорирование одного или нескольких коммуникантов при групповом общении и т.п.

5. Ответная вербальная агрессия (" .Сам дурак!"; " .Нет, это ты во всем виноват!"; " .Ну ты у меня сейчас за это получишь!" и т.п.)

Звуковыми показателями присутствия агрессии в речевой ситуации можно считать следующие:

1. Появление фоновых шумов (например, ропот недовольства, когда сложно разобрать отдельные реплики, но в целом их отрицательно-оценочный характер очевиден; или появление шума в классе в ответ на замечание учителя - хлопание книгами, грохот портфелями и т.п.);

2. Повышение тона голоса говорящего (вплоть до максимальной отметки на шкале интенсивности - "крика");

3. Изменение тембра, темпа речи говорящего / адресата (например, голос, дрожащий от гнева или обиды; ускорение темпа речи в ссоре и т.п.).

Таким образом, классифицировать то или иное высказывание с точки зрения наличия / отсутствия в нем агрессивного компонента можно только в условиях конкретной речевой ситуации, реальных условий общения.

Итак, на основании всего изложенного в данном параграфе, в качестве "рабочей" (требующей дальнейшего уточнения) формулировки определения вербальной агрессии можно предложить следующее: вербальная агрессия - это словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в особо неприемлемой в данной речевой ситуации форме.

1. Агрессия человека, в том числе речевая агрессия, представляет собой многостороннее явление. Существуют две основные точки зрения на природу человеческой агрессивности: биологический подход, определяющий агрессию как врожденное, генетически обусловленное имманентное качество человека (теория влечений, этологическая концепция); социальный подход, рассматривающий агрессию как приобретаемое в процессе социализации (бихевиоральная концепция) или ситуативное поведение (фрустрационная теория). При этом все рассмотренные теории признают, что агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и адаптивности человека и потому представляет объект для серьезного изучения.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Прочие статьи:

Выявление уровня умения самостоятельно применять усвоенные знания в условиях дидактической игры
Выбор детей данного возраста носил не случайный характер, т.к. работа по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста является частью их общей подготовки к школе. Формирование элементарных математических представлений способствует развитию тех качеств, которые ...

Задания на различение силы звука
Дети слушают, как педагог ударяет — тихо или громко — по пластинке металлофона («падают капли дождя», «идет сильный дождь»), показывают руки при громкой музыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или громко, в соответствии со звучанием. Все перечисленные выше задания обеспечивают последоват ...

Содержание и организация экспериментальной работы по формированию навыков диалогического общения на уроках иностранного языка
Для доказательства эффективности практической работы по развитию диалогических навыков в 4 классе я применяла коммуникативные способы и приемы. Так например, good morning, (afternoon), friends; stand up, please; sit down, please и выражений речевого этикета. В частности, использовались коммуникатив ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru