Определение понятия "вербальная агрессия"

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Определение понятия "вербальная агрессия"

Страница 11

5. Основные факторы, определяющие агрессивный характер высказывания в конкретной речевой ситуации

Классифицируя то или иное высказывание с точки зрения наличия в нем проявлений вербальной агрессии, необходимо в каждом конкретном случае устанавливать связь высказывания с реальными условиями общения, рассматривать его не изолированно, а в контексте речевой ситуации, то есть в соответствии со временем, местом, целями и характером общения, составом участников и т.д.

Аргументом в пользу данного положения является, прежде всего, тот факт, что эмоции человека отличаются многообразием. Соответственно, и возможные проявления речевой агрессии в ситуациях, где проявляются эти эмоции, так же многообразны. Объясняется это тем, что "сложный состав эмоций приводит к возможности неоднозначного истолкования слова в тексте. Один и тот же вокабуляр оказывается в состоянии выразить пейоративное (отрицательное, осуждающее) и мелиоративное (положительное, одобрительное) отношение к явлению".

Данное положение подтверждается исследованием А.А. Леонтьева о "вариантности речевых операций". Речевое действие, по его мнению, " .есть понятие психологическое и его статус зависит исключительно от внелингвистических факторов .". В связи с этим А.А. Леонтьев выделяет следующие моменты, которые необходимо учитывать при определении статуса того или иного высказывания: конкретная ситуация деятельности; речевой контекст деятельности; индивидуальные отличия в речевом опыте; социолингвистический или функционально-стилистический фактор, определяющий выбор определенных языковых средств из ряда потенциально возможных в соответствии с характером взаимоотношений собеседников; аффективный (эмоциональный) фактор.

В этом отношении, применительно к исследованию вербальной агрессии, представляется необходимым учитывать, прежде всего, следующие факторы:

1. Характер общения (официальное / неофициальное);

2. Общая коммуникативная установка (дружеское общение, непринужденная беседа / конфликтное общение, конфронтация);

3. Определенный набор невербальных средств;

4. Коммуникативное намерение говорящего (наличие / отсутствие цели причинения вреда);

5. Фактор адресата (его положительная / отрицательная реакция на данное высказывание).

Так, в неофициальной ситуации, характеризующейся общей позитивной установкой на взаимопонимание; отсутствием намерения нанесения вреда адресату и отрицательных поведенческих (в том числе вербальных) реакций последнего; набором мелиоративных невербальных компонентов (например, дружелюбная улыбка, контакт глаз, рукопожатие, похлопывание по плечу), агрессивные по внешнему содержанию высказывания (типа оскорблений, иронических замечаний, грубых требований) могут приобретать качественно и функционально иной характер. Например, в подростковой микрогруппе, как уже говорилось, такие высказывания служат средством установления контакта, дружеского подбадривания, узнавания друг друга членами данной группы, способом выражения оценки. Так, высказывания, типа: "Иди ты!" или "Врешь, гад!", являющиеся по форме грубым требованием или оскорблением, могут выражать в определенной ситуации страх или удивление или выступать своеобразной формой положительной оценки. В последнем случае они приблизительно соответствуют по смыслу междометиям, вроде "здорово!", "ух ты!". Фраза "Я убью тебя!" может в зависимости от контекста звучать и как серьезная угроза, и как шутливое восклицание, и как косвенное приглашение к словесной игре.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13


Прочие статьи:

Проблема генотипической и средовой обуслов-ти развития псих-ки
Проблема генотипической и средовой обуслов-ти развития псих-ки и поведения связанна с выяснением того как соотносятся данные чел-ку с рождения особ-ти организма и генетич-ки обуслов-ые законы его созреввания с возмож-ми раз-ия, обучения, вос-ия, приобретения ЗУНов. Ученые признают, что психика и по ...

Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет р ...

Сравнительный анализ результатов исследования
В конце экспериментальной работы повторили методики, использованные на контрольном этапе экспериментальной работы. По результатам исследования по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной получили следующие данные. Таблица 6 Развитие умения принимать роль у детей ЭГ Фамилия, имя ребенка Развитие ум ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru