Определение основных направлений осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Определение основных направлений осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде

Страница 1

Анализ научной литературы по данной проблематике показывает, что целью многих исследователей является изучение факторов, способствующих проявлению агрессии, в том числе вербальной, и значительно меньше работ посвящено разработке способов контроля над ее проявлениями.

Причинами этого являются, во-первых, точка зрения значительной части ученых, согласно которой агрессией можно управлять посредством элиминации факторов, способствующих ее проявлению; во-вторых, сомнения ряда исследователей (прежде всего, последователей З. Фрейда) в возможности контроля над теми или иными проявлениями агрессии.

Между тем сомнительность первого аргумента представляется очевидной, особенно когда речь идет о вербальной агрессии. Достаточно обратить внимание на большое число социальных, психологических, коммуникативных предпосылок для ее проявления - все источники данного феномена едва ли можно устранить из окружающей среды, тем более - из школьной речевой среды.

Что же касается второго положения, то, как показал сравнительный анализ основных концепций агрессии, большинство исследователей, не отрицая значительного влияния биологических факторов на агрессивные действия и мотивы, полагают, что приоритетную роль здесь играют социальные и средовые факторы. На этом основании признается возможность осуществления контроля человеком над собственными высказываниями.

Однако уже при попытке определения общих направлений реализации подобного контроля и осуществления коррекционно-профилактической работы, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом: в какой степени возможно воздействовать на речевое поведение человека и насколько можно контролировать его речевую деятельность? В каком "объеме" можно ограничить проявления вербальной агрессии?

Теоретическое изучение этой проблемы и наши экспериментальные данные достаточно убедительно доказывают, что полностью устранить вербальную агрессию из жизни современного общества, из повседневного общения не представляется возможным. Основными причинами этого являются, на наш взгляд, следующие:

1. Врожденный характер агрессии и, как следствие, неизбежность тех или иных (в частности, речевых) ее проявлений в обществе.

2. Многообразие причин и форм проявления речевой агрессии, а также сфер ее бытования в современном социуме.

3. Лояльность современного российского общества к данному явлению.

4. Негативные условия существования человека в современном обществе (экономическая нестабильность, высокий темп жизни, что определяет повышенную возможность эмоциональных стрессов).

5. Психические и психологические особенности личности (потребность в эмоциональной разрядке, выплеске отрицательных эмоций и т.п.).

Полное признание, абсолютизация выдвинутых положений определяют крайнюю - пессимистическую - позицию в решении поставленной проблемы: считать контроль над вербальной агрессией и предотвращение ее проявлений невозможными, реально не осуществимыми. Отсутствие же учета отмеченных факторов может привести к противоположной - неоправданно оптимистической - крайности в оценке данной проблемы: отстаивать возможность полного устранения вербальной агрессии из всех сфер жизни современного общества.

Наиболее объективной точкой зрения представляется следующая: на современном этапе развития общества можно и необходимо частично устранить проявления вербальной агрессии, хотя полностью ликвидировать это явление не представляется возможным.

В целях выявления общественного мнения по этому вопросу и для дополнительного подтверждения выдвинутого положения применительно к специфике данного исследования, нами (после чтения ознакомительной лекции по соответствующей тематике) был проведен опрос двух групп лиц, имеющих непосредственное отношение к сфере образования: студентов факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ и биолого-химического факультета МПГУ (153 человека); учителей УВК 556 г. Москвы (46 человек).

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Основные экономические показатели эффективности
Экономический эффект – это результат труда человека в процессе производства материальных благ. Но эффект сам по себе недостаточно характеризует деятельность человека. Для более полной ее характеристики, важно знать, какими затратами получен этот эффект, т.е. во что обошелся результат. Одинаковые за ...

Дополнительное образование как фактор развития творческих способностей дошкольников
Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельност ...

Определение основных направлений осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде
Анализ научной литературы по данной проблематике показывает, что целью многих исследователей является изучение факторов, способствующих проявлению агрессии, в том числе вербальной, и значительно меньше работ посвящено разработке способов контроля над ее проявлениями. Причинами этого являются, во-пе ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru