Определение основных направлений осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Определение основных направлений осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде

Страница 1

Анализ научной литературы по данной проблематике показывает, что целью многих исследователей является изучение факторов, способствующих проявлению агрессии, в том числе вербальной, и значительно меньше работ посвящено разработке способов контроля над ее проявлениями.

Причинами этого являются, во-первых, точка зрения значительной части ученых, согласно которой агрессией можно управлять посредством элиминации факторов, способствующих ее проявлению; во-вторых, сомнения ряда исследователей (прежде всего, последователей З. Фрейда) в возможности контроля над теми или иными проявлениями агрессии.

Между тем сомнительность первого аргумента представляется очевидной, особенно когда речь идет о вербальной агрессии. Достаточно обратить внимание на большое число социальных, психологических, коммуникативных предпосылок для ее проявления - все источники данного феномена едва ли можно устранить из окружающей среды, тем более - из школьной речевой среды.

Что же касается второго положения, то, как показал сравнительный анализ основных концепций агрессии, большинство исследователей, не отрицая значительного влияния биологических факторов на агрессивные действия и мотивы, полагают, что приоритетную роль здесь играют социальные и средовые факторы. На этом основании признается возможность осуществления контроля человеком над собственными высказываниями.

Однако уже при попытке определения общих направлений реализации подобного контроля и осуществления коррекционно-профилактической работы, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом: в какой степени возможно воздействовать на речевое поведение человека и насколько можно контролировать его речевую деятельность? В каком "объеме" можно ограничить проявления вербальной агрессии?

Теоретическое изучение этой проблемы и наши экспериментальные данные достаточно убедительно доказывают, что полностью устранить вербальную агрессию из жизни современного общества, из повседневного общения не представляется возможным. Основными причинами этого являются, на наш взгляд, следующие:

1. Врожденный характер агрессии и, как следствие, неизбежность тех или иных (в частности, речевых) ее проявлений в обществе.

2. Многообразие причин и форм проявления речевой агрессии, а также сфер ее бытования в современном социуме.

3. Лояльность современного российского общества к данному явлению.

4. Негативные условия существования человека в современном обществе (экономическая нестабильность, высокий темп жизни, что определяет повышенную возможность эмоциональных стрессов).

5. Психические и психологические особенности личности (потребность в эмоциональной разрядке, выплеске отрицательных эмоций и т.п.).

Полное признание, абсолютизация выдвинутых положений определяют крайнюю - пессимистическую - позицию в решении поставленной проблемы: считать контроль над вербальной агрессией и предотвращение ее проявлений невозможными, реально не осуществимыми. Отсутствие же учета отмеченных факторов может привести к противоположной - неоправданно оптимистической - крайности в оценке данной проблемы: отстаивать возможность полного устранения вербальной агрессии из всех сфер жизни современного общества.

Наиболее объективной точкой зрения представляется следующая: на современном этапе развития общества можно и необходимо частично устранить проявления вербальной агрессии, хотя полностью ликвидировать это явление не представляется возможным.

В целях выявления общественного мнения по этому вопросу и для дополнительного подтверждения выдвинутого положения применительно к специфике данного исследования, нами (после чтения ознакомительной лекции по соответствующей тематике) был проведен опрос двух групп лиц, имеющих непосредственное отношение к сфере образования: студентов факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ и биолого-химического факультета МПГУ (153 человека); учителей УВК 556 г. Москвы (46 человек).

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Чтение – рассматривание как основной метод работы с книгой
На этот вопрос ответила специальная исследовательская работа, проведенная коллективом ученых под руководством Н.Н. Светловской. Было доказано, что общение ребенка с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить. Цель внеклассного чтения ученый обозначила следующим о ...

Эффективность работы по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР
Контрольный этап эксперимента позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. Результаты фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики. Глубокий анализ результатов поможет определить дальнейшую работу ...

Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических знаний
Начальное обучение дошкольников математическим знаниям осуществляется на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения (считать свободно различные предметы, звуки, движения; сравнивать числа, знать, как можно получит ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru