Определение основных направлений осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Определение основных направлений осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде

Страница 1

Анализ научной литературы по данной проблематике показывает, что целью многих исследователей является изучение факторов, способствующих проявлению агрессии, в том числе вербальной, и значительно меньше работ посвящено разработке способов контроля над ее проявлениями.

Причинами этого являются, во-первых, точка зрения значительной части ученых, согласно которой агрессией можно управлять посредством элиминации факторов, способствующих ее проявлению; во-вторых, сомнения ряда исследователей (прежде всего, последователей З. Фрейда) в возможности контроля над теми или иными проявлениями агрессии.

Между тем сомнительность первого аргумента представляется очевидной, особенно когда речь идет о вербальной агрессии. Достаточно обратить внимание на большое число социальных, психологических, коммуникативных предпосылок для ее проявления - все источники данного феномена едва ли можно устранить из окружающей среды, тем более - из школьной речевой среды.

Что же касается второго положения, то, как показал сравнительный анализ основных концепций агрессии, большинство исследователей, не отрицая значительного влияния биологических факторов на агрессивные действия и мотивы, полагают, что приоритетную роль здесь играют социальные и средовые факторы. На этом основании признается возможность осуществления контроля человеком над собственными высказываниями.

Однако уже при попытке определения общих направлений реализации подобного контроля и осуществления коррекционно-профилактической работы, мы неизбежно сталкиваемся с вопросом: в какой степени возможно воздействовать на речевое поведение человека и насколько можно контролировать его речевую деятельность? В каком "объеме" можно ограничить проявления вербальной агрессии?

Теоретическое изучение этой проблемы и наши экспериментальные данные достаточно убедительно доказывают, что полностью устранить вербальную агрессию из жизни современного общества, из повседневного общения не представляется возможным. Основными причинами этого являются, на наш взгляд, следующие:

1. Врожденный характер агрессии и, как следствие, неизбежность тех или иных (в частности, речевых) ее проявлений в обществе.

2. Многообразие причин и форм проявления речевой агрессии, а также сфер ее бытования в современном социуме.

3. Лояльность современного российского общества к данному явлению.

4. Негативные условия существования человека в современном обществе (экономическая нестабильность, высокий темп жизни, что определяет повышенную возможность эмоциональных стрессов).

5. Психические и психологические особенности личности (потребность в эмоциональной разрядке, выплеске отрицательных эмоций и т.п.).

Полное признание, абсолютизация выдвинутых положений определяют крайнюю - пессимистическую - позицию в решении поставленной проблемы: считать контроль над вербальной агрессией и предотвращение ее проявлений невозможными, реально не осуществимыми. Отсутствие же учета отмеченных факторов может привести к противоположной - неоправданно оптимистической - крайности в оценке данной проблемы: отстаивать возможность полного устранения вербальной агрессии из всех сфер жизни современного общества.

Наиболее объективной точкой зрения представляется следующая: на современном этапе развития общества можно и необходимо частично устранить проявления вербальной агрессии, хотя полностью ликвидировать это явление не представляется возможным.

В целях выявления общественного мнения по этому вопросу и для дополнительного подтверждения выдвинутого положения применительно к специфике данного исследования, нами (после чтения ознакомительной лекции по соответствующей тематике) был проведен опрос двух групп лиц, имеющих непосредственное отношение к сфере образования: студентов факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ и биолого-химического факультета МПГУ (153 человека); учителей УВК 556 г. Москвы (46 человек).

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
По мнению Е.О. Бондаренко, младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменен ...

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста
В диагностическую группу детского сада компенсирующего вида принимаются дети 2-4 лет с сохранным интеллектом, имеющие задержку речевого развития разной этиологии. Экспрессивная речь у них представлена в виде отдельных звукоподражаний, аморфных слов-корней, усеченных фраз или коротких малопонятных п ...

Методика В.М. Шкловского
В разработанной В.М. Шкловским комплексной системе преодоления заикания объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая использование различных вариантов суггестивных форм с работой по перестройке нарушенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru