Определение основных направлений осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Определение основных направлений осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде

Страница 2

Обеим группам испытуемых были предложены следующие вопросы:

1. Речевая агрессия, на ваш взгляд, врожденное или приобретенное качество?

2. Можно ли устранить вербальную агрессию?

3. Если вы считаете, что вербальной агрессию можно устранить (полностью или частично), то как (какими методами, способами, приемами)?

Ответы на первый вопрос распределились следующим образом: 14% студентов и 7% учителей считают речевую агрессию врожденным качеством личности; 57% студентов и 76% учителей полагают, что это качество является приобретенным в процессе воспитания, становления личности; 22 % студентов и 17% учителей склоняются к тому, что вербальная агрессия имеет врожденную основу, но то, в какой степени она контролируется - есть результат социализации личности.

Ответы на второй вопрос представлены так: 26% студентов и 7% учителей придерживаются крайне оптимистического взгляда, признавая возможность полного устранения речевой агрессии из повседневного общения; 19% студентов и 4% учителей разделяют крайне пессимистическую точку зрения, считая, что вербальную агрессию в современном обществе устранить или каким-то образом ограничить невозможно; большинство же опрошенных - 55% студентов и 89% учителей считают реальным частичное устранение речевой агрессии.

В целом респонденты, так или иначе, назвали все выделенные нами причины невозможности полного устранения речевой агрессии. Так, некоторые указывали на врожденный характер вербальной агрессии ("это врожденное качество", которое "имеет ярко выраженные генетические предпосылки" и т.п.). Другие устанавливали связь данного явления с особенностями жизни человека в современном обществе ("состояние постоянного стресса"; "в обществе постоянно возникают проблемы, и решить их мирным путем практически невозможно" и пр.).

Респонденты отмечали также многообразие социальных сфер распространения вербальной агрессии и ее типичность для современного общества ("всегда останутся слои общества, в которых грубость и сквернословие останутся нормой"; "все это окружает нас на каждом шагу" и т.п.).

Наконец, значительная часть опрошенных отметила социальную лояльность к речевой агрессии ("это традиционно для нашего общества", "заложено в нашем понимании и уже стало обычным делом", "окружает с детства, и человек воспринимает это как норму" и т.п.).

Помимо невозможности полностью устранить речевую агрессию из повседневного общения, разработка данной проблемы значительно осложняется недоступностью абсолютно объективной оценки эффективности того или иного метода (способа) коррекции речевого поведения. Причины этого следующие:

1. Наличие неподконтрольных экспериментатору сфер общения, где может проявиться вербальная агрессия испытуемых. Например, в процессе опытного обучения школьники не проявляют речевую агрессию, тогда как в семье, компании сверстников это для них типично.

2. Многообразие видов и форм проявления вербальной агрессии, что определяет невозможность качественно-количественной оценки с этой точки зрения речевого поведения испытуемых. Например, как можно оценить и каким образом выразить результативность применения той или иной коррекционной методики? Цифровой подсчет случаев употребления тех или иных высказываний в речи конкретного ребенка или группы явно не возможен. Опрос испытуемых (или их окружения - учителей, родителей) с целью выявить степень снижения в их речи уровня вербальной агрессии явно не объективен.

Однако теоретическая разработка проблемы вербальной агрессии и проведение комплекса диагностических исследований позволили наметить основные общие направления коррекционно-профилактической работы:

I. Повышение культурно-речевого уровня учителя общеобразовательной средней школы;

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы
Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет р ...

Гуманистическая педагогика в профессиональном образовании
Профессиональное образования обычно рассматривается как овладение определёнными навыками по конкретной профессии и специальности. Однако, как показывает практика, в процессе профессионального образования обучаемый получает гораздо более широкой комплекс информации и навыков, а не только знания и кв ...

Учитель и воспитатель в системе учебно-воспитательного процесса
Проводя воспитательную работу с уч-ся, кл. рук. следует поддерживать тесные контакты с учителями с целью установления единых требований к уч-ся и повышения качества учебно-воспитательного процесса. Одной из форм яв-ся посещение кл.рук-м уроков, проводимых учителями в его классе. В процессе посещени ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru