Определение основных направлений осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Определение основных направлений осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде

Страница 2

Обеим группам испытуемых были предложены следующие вопросы:

1. Речевая агрессия, на ваш взгляд, врожденное или приобретенное качество?

2. Можно ли устранить вербальную агрессию?

3. Если вы считаете, что вербальной агрессию можно устранить (полностью или частично), то как (какими методами, способами, приемами)?

Ответы на первый вопрос распределились следующим образом: 14% студентов и 7% учителей считают речевую агрессию врожденным качеством личности; 57% студентов и 76% учителей полагают, что это качество является приобретенным в процессе воспитания, становления личности; 22 % студентов и 17% учителей склоняются к тому, что вербальная агрессия имеет врожденную основу, но то, в какой степени она контролируется - есть результат социализации личности.

Ответы на второй вопрос представлены так: 26% студентов и 7% учителей придерживаются крайне оптимистического взгляда, признавая возможность полного устранения речевой агрессии из повседневного общения; 19% студентов и 4% учителей разделяют крайне пессимистическую точку зрения, считая, что вербальную агрессию в современном обществе устранить или каким-то образом ограничить невозможно; большинство же опрошенных - 55% студентов и 89% учителей считают реальным частичное устранение речевой агрессии.

В целом респонденты, так или иначе, назвали все выделенные нами причины невозможности полного устранения речевой агрессии. Так, некоторые указывали на врожденный характер вербальной агрессии ("это врожденное качество", которое "имеет ярко выраженные генетические предпосылки" и т.п.). Другие устанавливали связь данного явления с особенностями жизни человека в современном обществе ("состояние постоянного стресса"; "в обществе постоянно возникают проблемы, и решить их мирным путем практически невозможно" и пр.).

Респонденты отмечали также многообразие социальных сфер распространения вербальной агрессии и ее типичность для современного общества ("всегда останутся слои общества, в которых грубость и сквернословие останутся нормой"; "все это окружает нас на каждом шагу" и т.п.).

Наконец, значительная часть опрошенных отметила социальную лояльность к речевой агрессии ("это традиционно для нашего общества", "заложено в нашем понимании и уже стало обычным делом", "окружает с детства, и человек воспринимает это как норму" и т.п.).

Помимо невозможности полностью устранить речевую агрессию из повседневного общения, разработка данной проблемы значительно осложняется недоступностью абсолютно объективной оценки эффективности того или иного метода (способа) коррекции речевого поведения. Причины этого следующие:

1. Наличие неподконтрольных экспериментатору сфер общения, где может проявиться вербальная агрессия испытуемых. Например, в процессе опытного обучения школьники не проявляют речевую агрессию, тогда как в семье, компании сверстников это для них типично.

2. Многообразие видов и форм проявления вербальной агрессии, что определяет невозможность качественно-количественной оценки с этой точки зрения речевого поведения испытуемых. Например, как можно оценить и каким образом выразить результативность применения той или иной коррекционной методики? Цифровой подсчет случаев употребления тех или иных высказываний в речи конкретного ребенка или группы явно не возможен. Опрос испытуемых (или их окружения - учителей, родителей) с целью выявить степень снижения в их речи уровня вербальной агрессии явно не объективен.

Однако теоретическая разработка проблемы вербальной агрессии и проведение комплекса диагностических исследований позволили наметить основные общие направления коррекционно-профилактической работы:

I. Повышение культурно-речевого уровня учителя общеобразовательной средней школы;

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Плюсы и минусы школьной формы
Плюсы и минусы школьной формы: Детские психологи считают, что мода на строгие костюмы имеет свои положительные и отрицательные стороны. Форма - это знак твоей принадлежности к группе, определенному социальному статусу; В этом смысле форма помогает создавать корпоративную культуру. Отсутствие формы ...

Обследование фонематического восприятия со стертой дизартрией
ФФНР при минимальных дизартрических нарушениях, являясь сходным по проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеет свой специфический механизм. Оно с большим трудом подвергается коррекции, в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей. Тщательное сопоставл ...

Из истории изучения норм литературного языка в отечественной лингвистике
Умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преп ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru