Организация и методика выполнения проектов в образовательном процессе начальной школы

Статьи об образовании » Методические условия реализации метода проектов при обучении русскому языку в 4 классе » Организация и методика выполнения проектов в образовательном процессе начальной школы

Страница 3

Особое внимание следует обратить на исследовательский этап, на котором происходит формирование проектного замысла. Он имеет собственную структуру, которую можно схематично представить в виде следующих взаимосвязанных звеньев:

1 . Общее

мысленное

представление

о предмете

2. Детализация замысла, подбор вариантов; выполнение расчетов

схем, эскизов

3. Выбор

окончательного (оптимального варианта)

Известно, что ни один изобретатель не работает «за пустым столом», то есть не изобретает вещь полностью с нуля. Как правило, любой творческий процесс основан на знании аналогичных работ, которые уже были выполнены раньше другими исследователями, конструкторами, художниками, дизайнерами. Анализ предшествующего опыта позволяет в процессе проектирования отобрать наиболее рациональные идеи, сообразуясь с поставленными условиями. Это очень важная часть работы, которая помогает лучше осознать проблему и избежать непродуктивных затрат времени.

Учащиеся в процессе проектирования конкретных объектов также должны иметь возможность сначала проанализировать уже существующие аналоги подобных изделий. Это совсем не означает, что они настраиваются на копирование. Ведь все образцы исследуются, изучаются с учетом новых проектных требований. Используя эту базу, школьникам легче придумывать, выдвигать собственные идеи. С этой целью учителем на уроках задействуются соответствующие наглядные образцы. Благодаря образцам-аналогам ученики при выполнении задания имеют возможность опираться на творческие идеи других авторов.

Важно, чтобы при работе над проектом ученику были созданы условия, помогающие решить поставленную задачу, но не направляющие ее решение по сугубо репродуктивному пути. В качестве такой помощи к каким-то заданиям целесообразными будут не только образцы-аналоги, но и другие «подсказки», содержание которых будет лишь «подталкивать» воображение в нужное русло. В каких-то случаях можно предложить и такую помощь, которая может более конкретно направить изобретательскую мысль учеников. Такой путь оправдан тогда, когда проектное задание является сугубо частным, чисто учебным. Однако, разумеется, и здесь помощь не должна сводиться к прямым и очевидным подсказкам (а тем более инструкциям). О том, как именно следует выполнить задание ученики должны догадаться сами.

Исполнительский этап в учебных проектах является продолжением и неотъемлемой частью собственно проектной деятельности. На этом этапе выдвинутые умозрительные идеи проверяются практическим путем. Одна из особенностей мышления младших школьников состоит в том, что первоначальный замысел (т. е. проектная гипотеза) может быть не вполне отчетливым и даже недостаточно устойчивым. В связи с этим на исполнительском этапе работы у учеников может возникнуть потребность в уточнении или дополнении проектной идеи. Для этого им может понадобиться повторное ознакомление с наглядными материалами, образцами, которые были представлены на предыдущей стадии работы. Такая возможность им должна быть предоставлена. Желательно иметь дополнительные наглядные материалы, к которым ученики могут при желании обратиться самостоятельно. Активная умственная деятельность предполагает целенаправленную работу с источниками.

В процессе практической реализации проекта промежуточные результаты постоянно сверяются с замыслом, при необходимости проводятся контрольные испытания, проверка проектируемого объекта на соответствие поставленным требованиям (технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, посильность, эстетичность, значимость, творческая направленность и др.). В случае выявления конструктивных недочетов, автору должна быть предоставлена возможность их устранения.

Когда работа полностью завершена, проводится итоговая оценка изделия. Критерии оценивания выполненных проектов (по П.С. Лернеру) включают в себя аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическую направленность проекта и значимость выполненной работы; объем и полноту разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полноту библиографии, цитаты; оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов; оригинальность материального воплощения и представления проекта; качество пояснительной записки: оформление, соответствие требованиям, структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество изделия, оригинальность. Главная цель данного этапа - аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Одни и те же требования могут быть выполнены по-разному. Однако в одних случаях эта разница может быть обусловлена, например, разными предпочтениями авторов проекта или разным видением условий, которым должен соответствовать проектируемый объект, а в других случаях она может свидетельствовать о разных уровнях, разном качестве выполнения работы. Если к проекту предъявлялись доступные для младших школьников требования экономического характера, они также должны учитываться при анализе и оценке конечного результата. Более высокую оценку будут заслуживать те предметы, на которые истрачено меньше материалов и времени без потери качества.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Изучение свойств действий над числами
Урок 8 Тема урока: Свойства действий над числами Цели урока: а) образовательная: повторить основные свойства сложения и умножения чисел; научить применять эти свойства при вычислениях наиболее рациональным способом; повторять и закреплять правила сложения, вычитания, умножения и деления рациональны ...

Конспект занятия по реализации образовательной области "Художественное творчество" в старшем дошкольном возрасте
Занятие на тему "Парад моделей. Цель: Познакомить детей старшего дошкольного возраста с подкладной аппликацией из ткани с использованием трафарета. Задачи: Образовательные: знакомить с последовательностью выполнения изделия; знакомить с умением составлять гармоничные сочетания в модели; формир ...

Игра в дошкольном возрасте и ее значение для развития ребенка
Уже в самом раннем возрасте обнаруживаются творческие процессы, которые всегда лучше выражаются в играх детей. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети не стремятся к точному и бездумному копированию действительности, но вносят в свои игры много собственных ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru