Обследование и логопедическая коррекционная работа с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Статьи об образовании » Процесс логопедической коррекции общего недоразвития речи у детей подготовительного возраста » Обследование и логопедическая коррекционная работа с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Страница 4

Обследование грамматического строя речи.

Имеет большое диагностическое значение для правильного определения содержания коррекционного воздействия.

Для дифференциальной диагностики нарушений речевого развития и решения коррекционных задач важно выяснить как практическое понимание детьми значения грамматических форм, отношений, категорий и конструкций, так и их использование в собственной речи. При этом исследуется понимание и использование таких грамматических единиц, формирование которых нарушено при любых формах речевого недоразвития, с одной стороны, с другой, — дефекты становления которых носят диагностический характер.

Выявляется понимание ребенком синтаксических отношений слов (существительных) в предложении и сформированность системы склонения. Для этого используются такие задания, как постановка педагогом вопросов к различным членам предложения, выраженным существительными в косвенных падежах. Например: У кого цыплята, котята, медвежата? Кого ты видел (а) в зоопарке? Кому нужны орехи, молоко, трава? Чем рисуют? Где растут ягоды, грибы? и т.п.

Правильные смысловые ответы на эти вопросы (неговорящие дети отвечают на них с помощью показа соответствующих картинок) свидетельствуют о практическом понимании ребенком синтаксической роли слов, к которым ставится вопрос. Дифференцированное понимание вопросов: Кто? Что? У кого? У чего? Кто? Что? Кому? Чему? Кем? Чем? Кто? Что? и т.д. у нормальных детей формируется к 3—4 годам, у умственно отсталых детей с легкой степенью — к 5—6 годам, с более сложной степенью умственной отсталости — к 7-8 годам. Дети с первичным недроразвитием речи, даже находящиеся по уровню психического развития в пограничном с умственной отсталостью диапазоне, также к 5 годам овладевают дифференцированным пониманием этих вопросов. Анализ вербальных ответов на эти вопросы (детям с резко выраженными нарушениями звуковой и слоговой структуры слова, т.е. находящимся на II уровне речевого недоразвития, при выполнении этого задания в вербальной форме оказывается помощь: корневую часть слова произносит педагог, дети же добавляют в него только окончания; этот принцип сохраняется и при исследовании использования других грамматических форм) с точки зрения грамматического оформления слов дает возможность проанализировать структуру аграмматизма, имеющую диагностическое значение.

Так, при умственной отсталости будут наблюдаться в основном ошибки, связанные с недостаточной дифференциацией падежных окончаний, выражающих смежные по смыслу значения, смешение падежных окончаний по типам склонения, единичное использование нулевых форм в связи с недостаточным самоконтролем или учетом контекста фразы в целом и т.д. (для выявления этих ошибок необходимо предъявлять ребенку не менее 5—7 вопросов, относящихся к существительному в одном и том же падеже, но выражающих разные значения, например: У кого котята (при ответе используется существительное в родительном падеже в значении принадлежности), Из чего дети лепят снежную бабу (ответ — существительным в родительном падеже в значении материала, из которого сделан предмет), Откуда дети съезжают на санках (с горки — родительный пространственных отношений) и т.д. Следует также подобрать такие вопросы, чтобы дети в ответах использовали существительные разного рода. Например: У кого котята (у кошки), слонята (у слона). В процессе ответов проверяется также и использование предлогов.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Прочие статьи:

Профессионально обусловленные требования к личности педагога
педагогическая деятельность умение обучение воспитание Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую го ...

Периодизация возрастного развития
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющее в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система треб ...

Типология и структура уроков
В каждом уроке можно выделить его основные элементы (звенья, этапы), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют таким образом построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т.е. его структуру. Под с ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru