Р.Кеттелл к первичным психомоторным способностям тоже относит только координированность и ловкость рук.
К.Паулик причислил к психомоторным качествам кроме координации и ловкости рук и пальцев также тремор, теппинг, скорость реакции, прицеливание. Несмотря на такое расширение психомоторных показателей, речь у этого автора по-прежнему идет лишь о психомоторных качествах (способностях).
Между тем, в психомоторике человека имеется и другая существенная составляющая – умения (навыки). Недаром англоязычные психологи используют в этом случае 2 термина: ability и capacity. Первый означает умение выполнять действия или то, что может быть сделано человеком на данном уровне обученности и развития. Второй термин означает максимальные возможности человека в отношении какой-либо функции, ограниченные его врожденной конституцией и измеряемые тем пределом, до которого может быть развита эта функция. Речь, следовательно, в этом случае идет о двигательных способностях, качествах.
Таким образом, психомоторная сфера человека состоит из двух крупных блоков: двигательных умений и двигательных качеств (способностей). При подобном подходе самоконтроль и самоуправление двигательными действиями не отождествляются с психомоторными способностями, т.е. качественными и количественными характеристиками двигательных действий, такими как сила, быстрота, выносливость, координированность.
Особенности психомоторной активности и ее влияние на интеллектуальное развитие ребенка
Субъективное восприятие объективного мира осуществляется через двигательную активность, в которой организм не просто взаимодействует со средой, а активно воздействует на нее. Именно с этой точки зрения Н.Р.Бернштейн провел анализ психофизиологических механизмов произвольных движений, выделив центральные уровни их построения.
Теория П.К.Анохина с позиций системного подхода развивает научные представления И.П.Павлова о высших регуляторных процессах, осуществляемых функциональными системами мозга.
Различные аспекты психомоторных действия нашли свое отражение в исследованиях отечественных ученых А.В.Запорожца, А.Ц.Гуни, К.К.Платонова, А.Р.Лурия, Е.И.Бойко, А.С.Батуева.
Под психомоторной активностью подразумеваются центральные регуляторные механизмы двигательных действий, их индивидуальные и личностные особенности, обеспечивающие в совокупности целостное движение.
К 2-летнему возрасту происходит дозревание всех двигательных отделов мозга и их проводящих нервных путей, дальше начинается уже длительная работа прилаживания друг к другу всех уровней построения и развертывания заложенных в них возможностей.
Развитие двигательной области, так называемой моторики, у ребенка идет не по плавной, восходящей линии. В нем наблюдаются нередко то остановки, то, наоборот, быстрые скачки вверх, то даже иногда как будто отступления назад. Особенно ярко это проступает в возрасте, непосредственно предшествующем половому созреванию. В это время подростки делаются неуклюжими, мешковатыми, неповоротливыми, за все задевают, все роняют, бьют посуду и протирают обувь.
В конце второго и на протяжении всего третьего года жизни ребенка все еще длится окончательное дозревание высших двигательных систем. Именно в этом периоде у ребенка начинает расти и количество и степень успешности действий из уровня Δ (теменно-премоторный уровень действий). Рассматриваемый возраст – это время, когда ребенок окончательно перестает быть высшей обезьяной и впервые осваивает такие действия, которые недоступны обезьяне. Из области предметных действий ребенок научается кое-чему из самообслуживания, успешно играет с игрушками, сооружает кирпичики и песочные пироги, начинает что-то изображать карандашом. В этом же возрасте и именно на перечисленных действиях начинает обнаруживаться и неравноценность между обеими ручками ребенка, т.е. будет ли он правшой или левшой. Тогда же оформляется и связанная речь из целых правильно построенных небольших фраз, а не только разрозненных слов, как было до этого возраста.
Следующий за этим период, от 3 до 7 лет – период преимущественно количественного усиливания и налаживания всех уровней, какие имеются у ребенка. Анатомически все они к 3-му году готовы и теперь начинают заполняться содержанием. Для этого возраста характерны следующие 2 явления.
1. Неутомимый во всевозможных локомоциях ребенок сейчас же устает и проявляет поползновение к бегству, если его загрузить какой бы то ни было деятельностью, требующей точности движений или преодолевания сопротивления. Самая неутомимость его, проявляющихся играх, по замечанию М.О.Гуревича, в значительной степени иллюзорна, так как там ему не приходится выполнять продуктивных рабочих движений. Вся его двигательная активность свободна, непринужденна, начинается и оканчивается в меру его психофизиологических потребностей; видимо, этой непринужденностью в немалой мере обусловливается и изящество его движений. Неусидчивость ребенка объясняется незначительным количеством навыков и умений, чтобы такая загрузка могла надолго заинтересовать и содержательно занять его.
Прочие статьи:
Методы и приёмы развития музыкально–ритмических способностей
декламацией стихов, пением песен. Во всем этом ребенок проявляет свои ритмические склонности и развивает ритмические способности. Играющий ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые). Педагог музыки может хорошо использовать ритмичность детей и построить на э ...
Повышение уровня умения самостоятельно применять полученные на занятиях
математические знания в условиях дидактической игры
Для повышения уровня нами была разработана система по использованию дидактических игр для умения применять на практике полученные на занятиях математические знания. Для различения количественного счета детям были предложены игры «Зоопарк»; «Бензозаправочная станция». В последствии на основе этих иг ...
Особенности формирования активного словарного
запаса у старших дошкольников со стертой формой дизартрии
По данным Е.Ф. Соботович, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, что представляет собо ...