Психомоторная организация человека

Статьи об образовании » Формирование уровня готовности к школе » Психомоторная организация человека

Страница 2

Если все психомоторные процессы – психомоторику – рассмотреть как целое, то входящие в него явления составят следующую систему:

А Сенсомоторные процессы

I. Сенсомоторные реакции:

1. Простая психическая реакция

2. Сложные реакции:

- реакция выбора;

- реакция переключения;

- отставленная реакция;

- цепные реакции (автотемп).

3. Реакция на движущийся объект (РДО)

4. Сенсомоторная координация:

- реакция слежения;

- сложные координации

5. Групповые реакции слежения (гомеостат)

II. Сенсомоторная координация

Б. Произвольные моторные действия

В. Идеомоторные процессы

Временные показатели сенсомоторных процессов, наряду с точностью, четко определяют психомоторику. Однако единообразия в терминологии здесь нет. Говорят: скорость реакции, время реакции, латентный период реакции.

Простая реакция имеет только один параметр – время. Латентное время реакции – это время от момента появления раздражителя до начала движения, время протекания процесса отражения. Но если учитывать еще и время выполнения движения, надо говорить об общем времени реагирования, которое является временем выполнения сенсомоторного действия. Скорость простой реакции – это типичное для данного человека в данных условиях среднее латентное время его реакции. Но если оно вычисляется не по среднему арифметическому, а по моде, то точнее сказать «Модальная скорость простой реакции».

Сложную реакцию, помимо указанного, определяет ее точность, а серию их – вариативность. Серия РДО оценивается числом точных реакций и средними величинами запаздывания, позволяющие раздельно изучать время отражения сигнала и время объективизации этого отражения.

Сенсомоторная координация оценивается по времени реакции на пусковой сигнал – от появления двигательной задачи до начала реагирования; общим временем реагирования – до начала решения возникшей двигательной задачи; точностью реагирования – выполняемой как по конечному результату реагирования, так и по числу и особенностям поправочных движений, определяющих координированность реагирования.

Вторая подсистема психомоторики имеет большое значение для психологии, объединяя произвольное моторные (двигательные) действия в учении о трудовых двигательных навыках. Именно последние, становясь свойствами личности, определяют ее умелость, мастерство.

Третью подсистему психомоторики со времени И.М.Сеченова принято называть термином идеомоторики, или идеомоторные действия. Более точным было бы применение термина «непроизвольные идеомоторные действия», поскольку все трудовые движения произвольны, а относятся по существу также к идеомоторике.

В результате психомоторные процессы, взятые как целое, имеют три подструктуры:

- сенсомоторику (сенсомоторные реакции и сенсомоторную координацию);

- моторные действия;

- идеомоторику.

Некоторые авторы включают в психомоторные способности и интеллектуальные (когнитивно-мыслительные) способности человека (В.П.Озеров). Однако в этом случае психомоторные способности теряют свою специфику и приобретают характер общих, неспецифических. Думается, что автор допускает логическую ошибку, подменяя психомоторные способности психомоторной активностью. Последняя действительно включает в себя и перцептивные, и интеллектуальные компоненты, а вот присутствуют ли они во всех психомоторных способностях, вопрос спорный. Для того, например, чтобы обладать значительной мышечной силой, большого интеллекта не требуется. Интеллект необходим, чтобы разумно распорядиться этой силой.

Другим спорным вопросом в понимании В.П.Озерова психомоторных способностей является его утверждение, что психомоторные способности – ядро двигательных способностей. Такое понимание В.П.Озерова психомоторных способностей практически идентично пониманию Б.Б.Коссовым двигательных способностей. Он пишет, что двигательные способности – это «разновидность способностей как психических образований, поскольку ведущий компонент двигательных способностей – самоконтроль и самоуправление двигательными действиями, где главная роль принадлежит психическим механизмам».

Если у В.П.Озерова наблюдается слишком расширительный подход к пониманию психомоторных способностей за счет «сдвига» в сторону психических процессов, управляющих двигательными действиями, то у западных психологов отличается другая крайность – слишком узкое понимание психомоторики. Так, крупный специалист по психомоторике американец Э.Флейшман понимает под этим термином координированность человека (с помощью факторного анализа он выделил тонкую координацию мышц рук или ног; координированные одновременные движения рук и ног; ловкость рук), что несомненно, существенно обедняет сущность и структуру психомоторики. Правда, сам Э.Флейшман подчеркивал, что выделенный им перечень факторов психомоторики, вероятно, не окончательный.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Стимулирование оценкой
Остановимся теперь на поощрении с помощью учебных оценок. В принципе, оценка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования оценки как стимулирующего средства, и потому нужно стремиться делать это наилучшим образом. Любой ...

Педагогическое мастерство преподавателя среднего специального учебного заведения
Подготовка конкурентоспособного и востребованного на рынке труда специалиста требует большого педагогического мастерства. Классики отечественной педагогики считали проблему формирования педагогического мастерства одной из важнейших в обучении будущих преподавателей. Педагогическое мастерство — это ...

Общая характеристика использования комнатных растений на уроках биологии
Комнатные растения можно широко использовать при обучении учащихся общей биологи в осенний, зимний и ранневесенний сезоны. На живых объектах удобно проводить программные лабораторные работы и демонстрации многих общебиологических закономерностей для конкретизации и повышения качества знаний учащихс ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru