Эвристическая модель как основной компонент концепции реализации теории эстетического освоения мира учащимися

Статьи об образовании » Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира учащимися в системе дополнительного образования детей » Эвристическая модель как основной компонент концепции реализации теории эстетического освоения мира учащимися

Страница 2

Технология мироосваивающей деятельности личности в социуме как процессуальная категория обеспечивает деятельностный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся; совокупность приемов и методов освоения мира; моделирование и организацию образовательного процесса; наличие комфортных условий для преодоления разного типа препятствий, способствуя достижению цели формирования эстетически ориентированной личности.

Аналитико-результативный блок

включает гностический, эмоциональный, деятельностный критерии и показатели, диагностический инструментарий мониторинга, позволяющего выявить уровни сформированности способности личности к эстетическому освоению мира, а также эффективность реализации научно-обоснованной в исследовании социально-педагогической теории эстетического освоения мира в учреждении дополнительного образования детей.

Столь достаточно субъективированное явление как эстетическое освоение мира личностью потребовало специальной разработки критериев и соответствующих им показателей.

Гностический критерий содержит показатели системы знаний учащихся, включая: 1) знание основных эстетических понятий (красоты, гармонии и соразмерности явлений и предметов окружающего мира) и эстетических свойств действительности (прекрасного, возвышенного, трагического, комического, безобразного, низменного); 2) представления о процессе эстетического освоения мира и преобразования действительности (замысел – образ - поиск вариантов – продукт эстетической деятельности- эстетическое действие, рефлексия); 3) понятия о роли интуиции и воображения в творческом процессе освоения мира; 4) характеристики связей личности с социумом на основе понимания роли красоты в жизни человека; 5) диапазон эстетических интересов личности.

Эмоциональный критерий сформированности эстетической позиции учащегося конкретизирует следующие показатели: 1) эмоциональная отзывчивость на эстетическое богатство мира, 2) внутренняя интенсивность эстетических чувств и переживаний, удовлетворенность процессом эстетического наслаждения; 3) внешняя эмоциональная экспрессия (развитая мимика, жест, богатство интонаций голоса); 4) диапазон вербального выражения своего отношения к красоте мира в интерпретациях и высказываниях; 5) выраженность потребности в эстетических впечатлениях, чувствах, мотивах.

Деятельностный критерий эстетической позиции личности содержит показатели: 1) умение построить свою деятельность по законам эстетики; 2) умение реализовать в деятельности эталоны красоты; 3) эстетическая активность в избранном виде деятельности; 4) умение применять образное моделирование; 5) осуществление рефлексии своей деятельности.

На основе выявленных критериев и показателей были определены группы для проведения дифференцированной опытно-поисковой деятельности учащихся в соответствии с уровнем их способности к эстетическому освоению мира. Использование экспериментальных программ, эстетически ориентированных проектов, творческих дел позволило повысить уровень развития учащихся, что показала входная, промежуточная и итоговая диагностика в рамках пролонгированного мониторинга.

На высоком уровне развития учащиеся показывали освоенные глубокие, осознанные, личностно принятые знания о канонах красоты, эмоциональные проявления учащихся были ярко выражены; проявлялся творческий осознанный уровень умений действовать и поступать в соответствии с эталонами красоты, рефлексия осуществлялась постоянно.

На среднем уровне констатировались знания разрозненные и личностно неосознанные, выявлялось недопонимание канонов красоты в конкретной предметной деятельности; эмоциональные проявления были неадекватны, недостаточно гармоничны; наблюдалось репродуктивное воспроизведение эталонов красоты в конкретной предметной деятельности и поступках; рефлексия ситуативна.

На низком уровне фиксировались отрывочные бессистемные знания в виде отдельных представлений, обнаруживалось непонимание канонов красоты даже в конкретной предметной сфере; эмоциональные проявления слабо выражены, дисгармоничны; наблюдалось отсутствие рефлексии, прослеживались эпизодические проявления в действиях и поступках в соответствии с эталонами красоты или полное отсутствие подобных.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Темперамент
Темпер-т – сов-ть св-тв хар-х динамич-е особенности протекания псих-х процессов и поведения чел-ка, их силу, скорость, возник-е, прекр-е и изменение. Темп-т оказ-т сущест-е влияние на формирование хар-ра и поведения чел-ка, иногда определ-т его поступки, индивид-ть, поэтому полностью отделить темп- ...

Мотивация педагогической деятельности
По мнению А.А. Реана, удовлетворенность профессией тем выше, чем оптимальнее у педагога мотивационный комплекс: высокий вес внутренней мотивации и внешне положительный и низкий внешне отрицательный. Л. Фестингер классифицирует учителей на основе их заключений о результативности учащихся. По его мне ...

Изучение влияния сформированности психомоторных функций на уровень готовности к школе
Теоретический материал, изложенный в первой главе, послужил основой для разработки коррекционных упражнений повышения уровня готовности к школе ребенка через сформированность психомоторных функций. Объект: познавательная сфера у младших школьников. Предмет: сформированность психомоторных функций мл ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru