Экспериментальное изучение употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР

Статьи об образовании » Особенности употребления сложных предложений учащимися 3 класса с общим недоразвитием речи » Экспериментальное изучение употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР

Страница 1

Экспериментальное исследование было проведено на базе школы 8 типа № 30 г. Минска. Цель экспериментального исследования – выявление особенностей употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР. В качестве испытуемых выступили 30 учеников 3 класса. Диагноз школьников – ОНР 3 уровня. Исследование осуществлялось в индивидуальном порядке.

Перед проведением формирующего эксперимента испытуемые были разделены на 2 группы:

1) Младшие школьники с ОНР – 15 учеников – экспериментальная группа (ЭГ).

2) Младшие школьники с ОНР – 15 учеников – контрольная группа (КГ). Для диагностики употребления сложных предложений учащимися были предложены следующие задания:

1. Придумать сложные предложения с союзами:

- когда,

- пока.

2. Дописывали придаточную часть сложного предложения:

- Я люблю осень, потому что…

- Я хожу в школу, чтобы…

3. Придумать подходящий по смыслу вариант главного предложения.

- ………, чтобы порадовать маму.

- ………, пока идет дождь.

За каждое правильно составленное предложение ученик получал 1 балл. На основании проведения заданий было выделено 3 уровня развития употребления сложных предложений у учеников:

1 – низкий уровень – 0-2 балла

- средний уровень – 3-4 балла

- высокий уровень – 5-6 баллов.

Организация исследования:

1) Констатирующий эксперимента – диагностика уровня употребления сложных предложений учащимися 3-х классов с ОНР.

2) формирующий эксперимент – развитие умения употреблять сложные предложения у учащихся с ОНР из ЭГ.

3) контрольный эксперимент – повторная диагностика уровня употребления сложных предложений учащимися 3-х классов с ОНР.

Статистическая обработка данных проводилась в программе Statistica 6.0. В качестве методов математической статистики использовался U-критерий Манна-Уитни, т.к. мы сравнивали между собой 2 независимые группы (младших школьников ЭГ и КГ).

В ходе проведённого исследования были использованы следующие принципы:

1) принцип детерминизма (все социальные явления причинно обусловлены, между ними существует всеобщая закономерная связь);

2) принцип единства психики и деятельности (сознание и деятельность человека взаимосвязаны и взаимообусловлены);

3) принцип объективности (личная позиция исследователя не должна влиять на результаты проводимого им исследования, выводы должны делаться только на основе фактических данных);

4) принцип развития (изучение явлений социальной сферы должно проводиться в их развитии, т.е. отражение этих явлений не должно носить застывший характер).

Результаты диагностики употребления сложных предложений учащимися учеников с ОНР представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Уровни развития употребления сложных предложений учениками 3-х классов с ОНР

Уровень развития

АВ

%

Высокий

2

6 %

Средний

8

27 %

Низкий

20

67 %

Всего

30

100 %

Примечание. АВ – абсолютное выражение. % - процентное соотношение.

Таким образом, большинство учеников с ОНР (67 %) обладают сложностями в освоении сложных предложений и практически не употребляют их в речи. Особые затруднения у детей вызвало придумывание главного предложения. Т.е. если с окончанием предложений дети с ОНР частично справляются, то придумывание главного предложения для большинство учеников с нарушением речевого развития представляет практически невыполнимую задачу.

Средний уровень развития умения употреблять сложные предложения был выявлен у 27 % детей, а высокий уровень – всего у 6 % младших школьников с ОНР.

Иными словами, у младших школьников с ОНР умение употреблять сложные предложения развито недостаточно.

Данные представлены на рис. 2.1.

Рисунок 2.1. Уровни развития употребления сложных предложений учениками 3-х классов с ОНР

Таким образом, в связи с недостаточным уровне развития умения употреблять сложные предложения, младшие школьники с ОНР нуждаются в проведении коррекционной работы.

С учениками ЭГ была проведена коррекционная работа по обучению употребления сложных предложений. Примеры проведенных занятий сведены в Приложении 2.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Соблюдение дидактических принципов
Активность учащихся на уроках физической культуры во многом определяется соблюдением учителем дидактических принципов. В настоящее время число дидактических принципов, формируемых педагогами, неуклонно растет. Их делят на две группы, одна из которых отражает мировоззренческую сторону обучения (прин ...

Выбор профессии
"Согласно конституции СССР, существует право на выбор профессии и принадлежит оно самим выбирающим людям" Климов Е.А. "Выбор профессии – это выбор пути обучения профессии, это проектирование трудового жизненного пути" Однако отмечается, что выбор, направленный на построение проф ...

Подготовка педагога для одаренных детей
Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей.Неподготовленные к работе с высоко ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru