Экспериментальное изучение употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР

Статьи об образовании » Особенности употребления сложных предложений учащимися 3 класса с общим недоразвитием речи » Экспериментальное изучение употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР

Страница 1

Экспериментальное исследование было проведено на базе школы 8 типа № 30 г. Минска. Цель экспериментального исследования – выявление особенностей употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР. В качестве испытуемых выступили 30 учеников 3 класса. Диагноз школьников – ОНР 3 уровня. Исследование осуществлялось в индивидуальном порядке.

Перед проведением формирующего эксперимента испытуемые были разделены на 2 группы:

1) Младшие школьники с ОНР – 15 учеников – экспериментальная группа (ЭГ).

2) Младшие школьники с ОНР – 15 учеников – контрольная группа (КГ). Для диагностики употребления сложных предложений учащимися были предложены следующие задания:

1. Придумать сложные предложения с союзами:

- когда,

- пока.

2. Дописывали придаточную часть сложного предложения:

- Я люблю осень, потому что…

- Я хожу в школу, чтобы…

3. Придумать подходящий по смыслу вариант главного предложения.

- ………, чтобы порадовать маму.

- ………, пока идет дождь.

За каждое правильно составленное предложение ученик получал 1 балл. На основании проведения заданий было выделено 3 уровня развития употребления сложных предложений у учеников:

1 – низкий уровень – 0-2 балла

- средний уровень – 3-4 балла

- высокий уровень – 5-6 баллов.

Организация исследования:

1) Констатирующий эксперимента – диагностика уровня употребления сложных предложений учащимися 3-х классов с ОНР.

2) формирующий эксперимент – развитие умения употреблять сложные предложения у учащихся с ОНР из ЭГ.

3) контрольный эксперимент – повторная диагностика уровня употребления сложных предложений учащимися 3-х классов с ОНР.

Статистическая обработка данных проводилась в программе Statistica 6.0. В качестве методов математической статистики использовался U-критерий Манна-Уитни, т.к. мы сравнивали между собой 2 независимые группы (младших школьников ЭГ и КГ).

В ходе проведённого исследования были использованы следующие принципы:

1) принцип детерминизма (все социальные явления причинно обусловлены, между ними существует всеобщая закономерная связь);

2) принцип единства психики и деятельности (сознание и деятельность человека взаимосвязаны и взаимообусловлены);

3) принцип объективности (личная позиция исследователя не должна влиять на результаты проводимого им исследования, выводы должны делаться только на основе фактических данных);

4) принцип развития (изучение явлений социальной сферы должно проводиться в их развитии, т.е. отражение этих явлений не должно носить застывший характер).

Результаты диагностики употребления сложных предложений учащимися учеников с ОНР представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Уровни развития употребления сложных предложений учениками 3-х классов с ОНР

Уровень развития

АВ

%

Высокий

2

6 %

Средний

8

27 %

Низкий

20

67 %

Всего

30

100 %

Примечание. АВ – абсолютное выражение. % - процентное соотношение.

Таким образом, большинство учеников с ОНР (67 %) обладают сложностями в освоении сложных предложений и практически не употребляют их в речи. Особые затруднения у детей вызвало придумывание главного предложения. Т.е. если с окончанием предложений дети с ОНР частично справляются, то придумывание главного предложения для большинство учеников с нарушением речевого развития представляет практически невыполнимую задачу.

Средний уровень развития умения употреблять сложные предложения был выявлен у 27 % детей, а высокий уровень – всего у 6 % младших школьников с ОНР.

Иными словами, у младших школьников с ОНР умение употреблять сложные предложения развито недостаточно.

Данные представлены на рис. 2.1.

Рисунок 2.1. Уровни развития употребления сложных предложений учениками 3-х классов с ОНР

Таким образом, в связи с недостаточным уровне развития умения употреблять сложные предложения, младшие школьники с ОНР нуждаются в проведении коррекционной работы.

С учениками ЭГ была проведена коррекционная работа по обучению употребления сложных предложений. Примеры проведенных занятий сведены в Приложении 2.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Построение методической системы уроков способствующих формированию мотивации учащихся
Изучив дидактические условия формирования положительной мотивации и существующие рекомендации передового опыта педагогов-новаторов, мы выявили необходимость внедрения интерактивных методов обучения. В нашем случае, акцент ставится на применение метода деловых и ролевых игр, и применение проектного ...

Понятие образовательной технологии. Характеристика одной из образовательных технологий
Педагогическая технология – последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология – это строго научное прое ...

Оптимизм – главный критерий ортобиоза
Сенека утверждал: «Пример более укорачивает путь к мудрости, нежели правила». Вот почему следует внимательно отнестись к опыту долгожителей. Тем более если речь идёт не о единичных случаях, а о фактах, многократно описанных в геронтологической литературе, которая свидетельствует, что здоровая среда ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru