Экспериментальное изучение употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР

Статьи об образовании » Особенности употребления сложных предложений учащимися 3 класса с общим недоразвитием речи » Экспериментальное изучение употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР

Страница 2

Вопросы типа какой? когда? зачем? почему? и другие являются средством выделения тех или иных смысловых отношений (определительных, временных, целевых, причинных и др.). В процессе общения уже сам поставленный вопрос сигнализирует определенный тип связей, которые затем раскрываются и реализуются в ответах учащихся. Создавая наглядную ситуацию, учитель или подводит учащихся к употреблению требуемого вопроса или сначала сам обращается с вопросом к ним. В любом случае учитель подготавливает косвенно ответ учащихся, структурно воспроизводя в общении будущую придаточную часть сложного предложения. На основе наблюдения за языковыми явлениями и ситуациями, которые ими обозначаются, учащиеся выделяют в языке повторяющиеся элементы, сопоставляют их с теми однозначными отношениями, которые можно выделить в серии подобранных ситуаций; это позволяет сформировать у учащихся определенные обобщения в чисто практическом плане (без оформления их в определениях или правилах).

В данном случае грамматические закономерности усваиваются практически – не через запоминание определений, а путем образования языковых обобщений в речи и одновременного развития определенных умственных действий. Развитие мышления, совершенствование умственных операций в данном случае будет происходить не за счет умозаключений, которые производит ученик при теоретическом изучении грамматики, когда сопоставляются языковые факты и понятия между собой, а за счет выделения с помощью определенных языковых средств реальных отношений между вещами и явлениями. Абстрагирование и последующий синтез, которые производят учащиеся, заключаются в одновременном анализе сходных языковых форм и реальных отношений между предметами в повторяющихся наглядных ситуациях. Рассмотрение только языковых фактов, их сопоставление, их осознание как понятий, формирование правил их использования является более сложным этапом, этапом изучения грамматики как науки.

Большое место в системе работы над речью при изучении сложных предложений занимала работа над текстами. Такая работа с включением или выделением этих предложений из текста должна проводиться и на уроках чтения, и на уроках развития речи, и на уроках других учебных предметов. Это могут быть и специальные вопросы к тексту, и вопросы в виде плана к сочинению. Важно, чтобы эти вопросы по своему характеру обязывали бы учащихся употребить сложное предложение требуемого типа.

Сравнительный анализ употребления сложных предложений учащимися учеников ЭГ и КГ до проведения формирующего эксперимента представлен в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Уровни развития употребления сложных предложений учениками 3-х классов ЭГ и КГ до проведения формирующего эксперимента

Уровень развития мотивации к учебной деятельности

ЭГ

КГ

АВ

%

АВ

%

Высокий

1

6 %

1

6 %

Средний

4

27 %

4

27 %

Низкий

10

67 %

10

ВСЕГО

15

100 %

15

100 %

Примечание. АВ – абсолютное выражение. % - процентное соотношение.

Таким образом, очевидно, что результаты учеников ЭГ и КГ до проведения формирующего эксперимента являлись идентичными.

Сравнительный анализ употребления сложных предложений учащимися учеников ЭГ и КГ после проведения формирующего эксперимента представлен в табл. 2.3.

Таблица 2.3. Уровни развития употребления сложных предложений учениками 3-х классов ЭГ и КГ после проведения формирующего эксперимента

Уровень развития мотивации к учебной деятельности

ЭГ

КГ

АВ

%

АВ

%

Высокий

6

40 %

1

6 %

Средний

5

33 %

4

27 %

Низкий

4

27 %

10

67 %

ВСЕГО

15

100 %

15

100 %

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Подготовка педагога для одаренных детей
Стремление к совершенству, склонность к самостоятельности и углубленной работе одаренных детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей.Неподготовленные к работе с высоко ...

Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка
Представление о личности как о целостной структуре требует предварительной гипотезы о том, что составляет стержень этой структуры. На основании теоретического анализа мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью. В основе направленност ...

Клиническая типология дошкольников с общим недоразвитием речи
Этиология общего недоразвития речи может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений. Нередко причиной общего недоразвития речи является слабость акустико-гностических процессов. В этих случаях при сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприят ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru