Типичная проблема речи дошкольника - бедность речи, недостаточный словарный запас; речь дошкольников бедна отвлечённой лексикой: словами, обозначающими цвет; словами, выражающими оценку; эмоционально-окрашенной и образно-выразительной лексикой; синонимами. Объективную трудность составляет описание различных пластов лексики, которой владеет ребёнок, выявление соотношения между активным и пассивным словарём ребёнка, выявление системных связей, существующих в языковом сознании детей.
1. Словарная работа органически связана со всеми видами работы по развитию связной речи: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи и является лишь одним из аспектов многогранного целого.
2. В процессе правильно построенной и систематической словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.
3. Работа по формированию активного словаря должна осуществлять именно комплексное воздействие на речевое развитие старших дошкольников с учетом значимости ключевых аспектов работы по развитию речи: при проведении лексической работы обращается внимание на лексическое и грамматическое значение слова; обязательно надо упражнять детей в словоизменении и словообразовании.
4. Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы.
5. Для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий. Только так словарь детей будет активизироваться и расширяться, создавая прочную базу для общения.
6. Дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из наиболее важных задач развития речи. Развитие активного словаря детей посредством дидактической игры будет достаточно эффективным, так как дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
7. Использование различных видов дидактических игр, словесных, настольно-печатных и игр с наглядным материалом в развитии активного словаря старших дошкольников влияет не только на развитии речи старших дошкольников и активного словаря в частности, но и обеспечивает полноценное, гармоничное и всестороннее развитие личности старших дошкольников, формируя такие ценные личностные качества, как самостоятельность, умение доказывать свою точку зрения и др.
8. Дидактическая игра является важнейшим средством развития и обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста, что подтверждает нашу гипотезу.
Данная работа посвящена теме: «Дидактическая игра как средство развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста».
Прочие статьи:
Обобщение передового педагогического опыта работы по теме исследования на
материалах периодической печати
С целью изучения опыта работы по теме нашего исследования педагогов и организаторов детского движения мы, помимо прочего, обратились к материалам периодической печати, конкретно к журналу «Воспитание школьников», где обнаружили ряд статей, посвященных вопросам и проблемам деятельности детских и мол ...
Значение творчества Шацкого для советской педагогики
Творчество Шацкого — предмет пристального внимания не только советских педагогов, но и западноевропейских ученых. В современной западной литературе предпринимаются попытки изобразить Шацкого как последователя Л. Н. Толстого, педагогической системы Д. Дьюи и сторонника теории свободного воспитания. ...
Выяснение состава наименования и толкование значения его компонентов
В составном наименовании выделяются стержневое слово и поясняющие его слова. Учащиеся должны знать, на что могут указывать поясняющие слова составного наименования. Именем существительным в родительном падеже обычно указывается уровень употребления термина, например: часть слова, часть речи (мор ...