Типичная проблема речи дошкольника - бедность речи, недостаточный словарный запас; речь дошкольников бедна отвлечённой лексикой: словами, обозначающими цвет; словами, выражающими оценку; эмоционально-окрашенной и образно-выразительной лексикой; синонимами. Объективную трудность составляет описание различных пластов лексики, которой владеет ребёнок, выявление соотношения между активным и пассивным словарём ребёнка, выявление системных связей, существующих в языковом сознании детей.
1. Словарная работа органически связана со всеми видами работы по развитию связной речи: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи и является лишь одним из аспектов многогранного целого.
2. В процессе правильно построенной и систематической словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.
3. Работа по формированию активного словаря должна осуществлять именно комплексное воздействие на речевое развитие старших дошкольников с учетом значимости ключевых аспектов работы по развитию речи: при проведении лексической работы обращается внимание на лексическое и грамматическое значение слова; обязательно надо упражнять детей в словоизменении и словообразовании.
4. Для того чтобы ребенок пользовался предложениями в повседневной жизни, надо специально обучать его много говорить, рассказывать, высказывать свое мнение, заучивать стихи, загадки, пословицы.
5. Для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о разных сторонах окружающей действительности и уделять время для специальных занятий. Только так словарь детей будет активизироваться и расширяться, создавая прочную базу для общения.
6. Дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из наиболее важных задач развития речи. Развитие активного словаря детей посредством дидактической игры будет достаточно эффективным, так как дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
7. Использование различных видов дидактических игр, словесных, настольно-печатных и игр с наглядным материалом в развитии активного словаря старших дошкольников влияет не только на развитии речи старших дошкольников и активного словаря в частности, но и обеспечивает полноценное, гармоничное и всестороннее развитие личности старших дошкольников, формируя такие ценные личностные качества, как самостоятельность, умение доказывать свою точку зрения и др.
8. Дидактическая игра является важнейшим средством развития и обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста, что подтверждает нашу гипотезу.
Данная работа посвящена теме: «Дидактическая игра как средство развития активного словаря детей старшего дошкольного возраста».
Прочие статьи:
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться ...
Экономическая эффективность применения интерактивных методов обучения
Как мы уже упоминали, эффективность – это сложная экономическая категория. В ней отражается одна из важнейших сторон функционирования общественного производства – результативность. Мы выделили как экономическую так и социальную эффективность. И тот и другой вид эффективности определяется набором оп ...
Классификация компьютерных средств обучения
ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся. В англоязычных источниках ТСО называют аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К ...