Для нахождения правильного, нормативного варианта учитель должен учить своих подопечных пользоваться различного рода словарями: толковыми, фразеологическими, словарями синонимов, антонимов, омонимов. Наиболее полные сведения о слове дает толковый словарь. Современным нормативным толковым словарем является «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Что касается лексических норм, то он служит руководством к правильному употреблению и написанию слов. Из всего многообразия лексики современного русского языка в этот словарь отобран основной ее состав.
Интересен и полезен также словарь-справочник «Лексические трудности русского языка» составителей — А.А. Семенюка, И.Л. Городецкой, М.А. Матюшина. В словаре собраны слова, лексические значения которых могут представлять трудности для читателя. В основном это книжная лексика. (Другие словари, которые можно использовать на уроках русского языка в работе по усвоению лексических норм русского языка, названы в библиографическом списке).
Знакомство с нормативными словарями позволяет не только уяснить, что вызывает затруднение при словесном оформлении мысли, но и понять, как не допустить ошибку, не нарушить ту или иную норму литературного языка. «Такие словари должны быть настольными книгами для каждого, кто ответственно относится к своей речи», – отмечает Павлова.
Таким образом, процесс формирования устойчивого навыка соблюдения лексических норм учащимися очень труден даже в старших классах, не говоря уже о пяти-, шестиклассниках. Обучающиеся должны освоить основные лексические нормы и не нарушать их. Для того чтобы они не допускали речевых ошибок, учитель должен постоянно следить за тем, как исполняются его требования. Работа по формированию устойчивого навыка соблюдения лексических норм должна быть направлена на предупреждение речевых ошибок, их коррекцию и проводиться в системе.
Подводя итог, важно отметить, что изучаемая нами проблема представлена в учебных изданиях с давних времён, но актуальность её в настоящее время как никогда огромна. Поэтому каждый школьный учитель не должен забывать о значимости проведения работы по формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения лексических норм русского языка, должен правильно её организовывать и настойчиво добиваться, чтобы учащиеся знали, что такое норма, знали виды лексических норм, знали какие ошибки они могут допустить, нарушая эти нормы, а главное, овладели устойчивым навыком построения правильной, выразительной речи в соответствии с основными нормами русского литературного языка.
Прочие статьи:
Теоретические основы метода пропедевтики акустической дисграфии через дидактическую
игру
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патолог ...
Обучение школьников методам страховки
Под страховкой следует понимать готовность преподавателя своевременно оказать помощь исполнителю упражнений в случае неудачного выполнения. Страховка имеет немаловажное психологическое значение, особенно при выполнении упражнений, связанных с риском. Варианты страховки используются в зависимости от ...
Характеристика этапов постановки решения учебной задачи
Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий. Логическую характеристику этих действий дает В.В. Давыдов: преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенно ...