Содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы

Статьи об образовании » Речевые нормы в школьном курсе изучения русского языка » Содержание деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы

Страница 2

Практическое овладение лексическими нормами родного языка заключается в том, что они развивают внимание учащихся к значению и употреблению слов, воспитывают у обучающихся потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи, а также формируют умение пользоваться нормативными словарями русского языка (толковыми, словарями синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и т.д). Прудникова А.В. обращает особое внимание на тот факт, что «через интерес к лексике, через соблюдение лексических норм развивается и интерес учащихся к русскому языку в целом».

Плановая работа по формированию устойчивого навыка соблюдения лексических норм проводится по понятным причинам именно в 5 и 6 классах, потому что по всем учебным комплексам тема «Лексика» включена как раз в программу 5-6 классов. Однако это не значит, что в 7-9 классах работа по освоению данных норм исключается. Просто учебные программы построены так, что основными темами в курсе русского языка 7-9 классов основной общеобразовательной школы являются морфология и синтаксис и отрабатываются в основном грамматические нормы, а работа по предупреждению лексических ошибок уходит на второй план. У учителя не всегда есть возможности уделять закреплению навыка употребления лексических норм достаточно внимания.

В процессе подготовки нашей выпускной квалификационной работы мы проанализировали учебные комплексы по русскому языку М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской, а также С.И. Львовой с целью определить, в каком объёме представлены материалы для усвоения лексических норм русского языка в данных УМК, как отличаются эти материалы по содержанию, по принципу включения их в уроки русского языка в 5-6 классах основной общеобразовательной школы по другим темам (фонетики, морфологии и т.п.).

Так, например, в программе по русскому языку под редакцией М.Т. Баранова нет особого указания на содержание работы над лексическими нормами. С ними учащиеся знакомятся при изучении темы «Лексика». Также следует отметить, что в упражнениях из школьного учебника под редакцией М.Т Баранова и Т.А Ладыженской представлены далеко не все лексические нормы, требующие отработки на уроках русского языка.

«Учитель, конечно, обязан соблюдать программные требования, но, учитывая речевую культуру класса, местные диалектные особенности речи, словесник может вносить коррективы в выбранную для обучения школьников программу. Он может выделять то, что требует в конкретных условиях большего внимания; вводить материал, отсутствующий в программе. Но, ни в каком случае нельзя отступать от стандарта общего образования».

Что же обеспечивает успех учителя в проведении работы по формированию у учащихся устойчивых навыков соблюдения лексических норм? По мнению Т.А. Ладыженской, это:

1. Чёткая установка учителя на то, что ученики должны овладеть лексическими нормами русского литературного языка, что это не менее важно, чем усвоение норм правописания. В сознании ученика должны соотноситься такие понятия, как «культура», «культура речи», «культурный человек». У учащегося должно быть сформировано стремление овладеть правильной русской речью, её нормативной стороной как одной из слагаемых того, что входит в понятие «культура речи», «культурный человек».

2. Осмысление учениками понятия лексическая норма как принятого в языке правила словоупотребления. В тех случаях, когда это возможно, необходимо объяснить ошибки. В других случаях учитель, опираясь на введённое понятие лексической нормы, замечает: «Так не говорят по-русски», «Это нарушает принятие нормы (правила) русского языка».

3. Учёт необходимости многократно повторять правильный вариант словоупотребления, чтобы выработать нужный автоматизм управления одного слова другим. Понятно, что само по себе количество повторений не решает вопроса. Важно, в чём оно будет состоять, как оно будет построено и организовано, насколько ученик сам будет заинтересован в достижении цели.

4. Целенаправленная система упражнений и речевых задач, обеспечивающая формирование вначале осмысленных умений, а в последующем – речевых навыков.

Достигая цели и решая поставленные задачи, в своей деятельности по формированию у учащихся устойчивого навыка соблюдения лексических норм русского языка учитель должен помнить, что ошибки проще предупреждать, чем их потом исправлять. И в этой работе, он может использовать следующие виды упражнений:

- анализ лексической нормы, сопоставительный анализ нормы и её нарушений;

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Методы стимулирования и мотивации учащихся. Оборудование учебных мастерских
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, н ...

Анализ полученных результатов исследования
Анализируя тест САТ по графику мы видим, что самые высокие значения в группе испытуемых получены по таким шкалам, как ценностные ориентации и самоуважение. Значения по шкалам теста САТ Шкала ценностных ориентаций отражает свойство человека, показывающее в какой степени человек разделяет ценности, х ...

Изучение свойств действий над числами
Урок 8 Тема урока: Свойства действий над числами Цели урока: а) образовательная: повторить основные свойства сложения и умножения чисел; научить применять эти свойства при вычислениях наиболее рациональным способом; повторять и закреплять правила сложения, вычитания, умножения и деления рациональны ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru