Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека.
Проблема состоит в том, что если современная российская школа действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна построить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. В российской школе впервые основное и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценной личности ребенка. В этих условиях школа смогла бы преодолеть интеллектуальный перекос в развитии учащихся и создать основу для их успешной адаптации в обществе.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что реформирование всех сфер жизни современного общества, переход к демократическому, правовому государству и рыночной экономике обусловили необходимость существенных изменений в российской системе образования. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Ведь современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристской и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Но изучение педагогического опыта показало, что научно-методическое обеспечение процесса интеграции основного и дополнительного образования в средних школах разработано недостаточно. Что и обусловило выбор данной темы, для того чтобы материалы исследования посодействовали повышению интеллектуального, культурного, образовательного уровня учащихся.
Степень изученности проблемы исследования. Вопросы изучения интеграции основного и дополнительного образования были рассмотрены в работах следующих авторов Антифеевой О.Н. Данилюка А.Я. Зверева И.Д., Максимовой В.Н. Ибрагимова И.Г. Кедрова Б.М., Чепикова М.Г., Подповетной Е.В. и других. В своих работах авторы раскрывают всю значимость современного понимания и изучения данного вопроса, также необходимость изучения темы и способы реализации и воплощения в жизнь.
Объект исследования - ученики МБОУ Наримановского района Астраханской области средней общеобразовательной школы №10.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия и анализ внедрения интеграции основного и дополнительного образования в учебный процесс сельской средней общеобразовательной школы.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть интеграцию основного и дополнительного образования на примере средней общеобразовательной школы Наримановского района в ее теоретических и практических аспектах.
Постановка цели формирует решение следующих задач:
1. Раскрыть и изучить сущность и понятие интеграции основного и дополнительного образования. Рассмотреть ее нормативно-правовую базу;
2. Выявить функции, принципы, модели дополнительного образования и условия интеграции основного и дополнительного образования;
3. Дать краткую характеристика исследуемого объекта школы №10;
4. Исследовать условия формирования целостного образовательного пространства в школе №10 на основе интеграции основного и дополнительного образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что интеграция т.е. объединение основного и дополнительного образования благотворно повлияет на улучшение показателей успеваемости учащихся и повышение качества нравственно-эстетического воспитания детей и подростков.
Для достижения цели и задач, проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:
1. Методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта по различным аспектам исследуемой проблемы; анализ типовых и интегрированных программ по воспитанию подростков.
2. Методы эмпирического исследования: прямое и косвенное наблюдение; диагностические методы: беседа, анкетирование, тестирование обучающихся; статистические, аналитические и сравнительные методы обработки экспериментальных данных; педагогический эксперимент.
Научная новизна. В курсовой работе происходит осмысление проблемы интеграции основного и дополнительного образования с учетом особенностей современного российского общества, что носит характер учебно-познавательного и развивающего процесса.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании и доказательстве правомерности и перспективности повышения качества социокультурного воспитания детей и подростков на основе интеграции основного и дополнительного образования в средних школах.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, в качестве материала для написания диссертаций и прочий квалификационных работ по педагогическим дисциплинам.
Прочие статьи:
Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее
направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников
Основными концептуальными идеями данного направления коррекционно-профилактической работы являются, на наш взгляд, следующие: 1. Речь педагога (учителя, воспитателя, родителей в роли педагогов и воспитателей) является важнейшим фактором формирования речевой личности ребенка, служит для него подража ...
Понятие «способности»
Понятие «способности» используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие усваивают ЗУНы. Термин «способности» неоднозначен. Определение «спо-ей» можно предст-ть в следующей классиф-ии: 1.спос-ти-св-ва души чел-ка, понимаемые, как совокупность всевозможн ...
Основные моменты системы правового воспитания в
школе
Воспитание и самовоспитание соучастников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы понимание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего ему потребные обще ...