Основное и дополнительное образование должны быть звеньями одной цепи - к такому выводу коллектив школы №10 Наримановского района пришёл давно. Именно поэтому данная проблема является ключевой в деятельности школы и решается путём интеграции основного и дополнительного образования.
Для достижения положительных результатов недостаточно загрузить учителей и учащихся работой кружков, недостаточно работать по разрозненным планам работы каждого педагога. Необходимо создать систему планомерной работы всех структурных звеньев образовательного учреждения, т.е. проект внедрения процесса интеграции и создания единого целостного образовательного пространства в области основного и дополнительного образования. Многолетняя практика воспитывающей деятельности, апробация нескольких моделей воспитательной системы школы, подвела ее к воспитанию детей на основе общечеловеческих ценностей, актуальных во все времена, ценящихся в обществе как нравственное начало сельского жителя. Интегрирование основного и дополнительного образования определило деятельность школы.
В 2010-2011 учебном году педагогический коллектив школы начал работу над проектом "Формирование целостного образовательного пространства в школе на основе интеграции основного и дополнительного образования". Итогом такой работы стала успешная реализация базовых учебных программ, в результате чего: растет контингент учащихся, повышается качество знаний учащихся, ежегодный выпуск золотых и серебряных медалистов, хорошие результаты ЕГЭ, победы в олимпиадах, победы в городских, всероссийских и международных соревнованиях.
Интеграция дополнительное образование в школе осуществляется по пяти основным направлениям: спортивно-оздоровительный, художественно-эстетического содержания, интеллектуальное, экономическое, трудовое обучение и воспитание (Схема 1. Приложения). При этом школе приходится тесно сотрудничать такими вспомогательными центрами дополнительного образования как: Дом народного творчества, школьные музей и библиотека, модельная библиотека, "Астраханская детская школа искусств", стадион, фельдшерско-акушерским пункт и прочее (Схема 2. Приложения).
Учитывая социальные условия детей, которые учатся в школе, и их семей, отделение дополнительного образования ставит своей целью "вытащить ребенка с улицы", предоставить возможности каждому ребенку проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать свои интересы и способности в разных сферах деятельности.
Роль классного руководителя в проекте: педагогическая помощь и поддержка ребенка в индивидуальном развитии, то есть саморазвитии. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и медицинская - постольку, поскольку все они интегрируются образовательным учреждением.
Основные этапы реализации Проекта:
Первый этап (2010-2011 гг.) - определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы и педагогической практики; подготовка опытно-экспериментальной базы в условиях интеграции основного и дополнительного образования.
Второй этап (2011-2012 гг.) - Создание педагогической модели, способствующей развитию творчества в контексте интеграции основного и дополнительного образования.
Третий этап (2012-2013 гг.) начало работы над проектом "Формирование целостного образовательного пространства в школе на основе интеграции основного и дополнительного образования".
Четвертый этап (2013-2014 гг.) - Сравнительный анализ уровней творческого развития школьников, создание системы проектно-исследовательской деятельности учащихся. Реализация исследовательского проекта.
Пятый этап (2014-2015 гг.) - Обобщение и оформление результатов работы. Формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций.
Прочие статьи:
Педагогическое взаимодействие в воспитании. Общие методы и средства
воспитания, их характеристика
Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведения школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности уч-ся с учителем – воспитателем. Прием воспитания – это определенный элемент или деталь метода усиливающий его воспитательный эффект. Средства воспит ...
Реализация комплекса методов педагогического воздействия для развития
речевой моторики у старших дошкольников
Формирующий эксперимент проходил с декабря 2009 по апрель 2010 года. Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно за счёт взаимодействия всех участников педагогического процесса и, в частности, воспитателя и логопеда. Деятельность педагогов имеет много общего и направлена на ...
Этап активного и сознательного усвоения новых знаний
Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Основным средством активизации обучения является самостоятельная работа школьников. Например, самостоятельно учащиеся вы ...