Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Статьи об образовании » Вербальная агрессия в школьной речевой среде » Повышение уровня речевой культуры учителя как необходимое условие и важнейшее направление успешной работы по преодолению вербальной агрессии школьников

Страница 1

Основными концептуальными идеями данного направления коррекционно-профилактической работы являются, на наш взгляд, следующие:

1. Речь педагога (учителя, воспитателя, родителей в роли педагогов и воспитателей) является важнейшим фактором формирования речевой личности ребенка, служит для него подражательной моделью, вербальным образцом.

2. C помощью положительного примера речевого поведения учителя можно формировать и корректировать речевое поведение ученика.

3. Риторизация педагогического общения - повышение культурно-речевого уровня учителя, укрепление нравственных основ речевого поведения, совершенствование владения нормами речевого этикета и приемами учебного диалога являются первоочередными задачами в решении проблемы вербальной агрессии учащихся.

Таким образом, основополагающим фактором в процессе преодоления и - особенно! - предупреждения вербальной агрессии учащихся должно стать овладение и совершенствование учителем (наряду с языковой, лингвистической, культурологической, эстетической и пр.) коммуникативной компетенцией, то есть "знаниями, умениями и навыками, необходимыми для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения"; "умением соотносить языковые средства с целями, задачами и условиями общения”, “ .организовывать речь с учетом социальных норм поведения".

Указанное направление коррекционно-профилактической работы было названо как основное большинством опрошенных нами студентов и учителей. Так, около 40% всех респондентов в качестве первоочередной меры по осуществлению контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде называли работу по повышению культурно-речевого уровня учителя, в рамках которой указывали необходимость самоконтроля педагога над своей речью.

Теоретическое исследование проблемы речевой агрессии и данные констатирующего эксперимента позволяют утверждать, что такая работа должна проводиться, по крайней мере, в трех аспектах:

1. Целенаправленное и грамотное использование средств речевого этикета в процессе педагогического общения;

2. Овладение основными коммуникативными тактиками и приемами гармонизирующего педагогического диалога;

3. Овладение частными психолого-педагогическими методами и приемами предотвращения и устранения вербальной агрессии школьников.

Рассмотрим каждый из названных аспектов более подробно.

Речевой этикет как средство предотвращения вербальной агрессии в педагогическом общении

Известно, что этикет первоначально возник как церемония демонстрации иерархической власти. Согласно этологической теории агрессии, этикет в человеческом обществе выступает как своеобразная форма ритуальности и является одним из защитных механизмов против агрессии, близких таковым в сообществе животных. Соблюдение хороших манер, правил вежливости, учтивости позволяет избежать конфликтных ситуаций, проявления агрессии в процессе общения. Подобной точки зрения придерживается, в частности, К. Лоренц, рассматривающий ритуальность как "смещенное действие, переориентацию нападения, направляющую агрессию в безопасное русло".

Ритуальный (стереотипный, стандартизированный) характер этикетных формул определяет его интегрирующую и регулирующую функции - "способность укреплять групповую солидарность", что позволяет использовать речевой этикет в качестве позитивной альтернативы вербальной агрессии.

Таким образом, овладение нормами речевого этикета во многом определят степень морального развития личности. При этом представляется очевидным, что контроль над вербальной агрессией может успешно осуществляться только при учете комплекса критериев, на основании которых принято судить о степени морального развития индивида, а именно: ителлектуального, предполагающего "знание соответствующих моральных норм и предписаний и способность высказать на основе этих знаний моральные суждения"; поведенческого, подразумевающего "способность противостоять искушению нарушать эти правила"; эмоционального, включающего "переживание чувства вины при нарушении этих правил".

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Проблемы образования в России
Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2 ...

Специфика употребления сложных предложений младшими школьниками с ОНР
Сложные подчинительные конструкции появляются в речи нормально развивающегося ребенка относительно рано. А.Н. Гвоздев указывает на то, что сложные предложения с союзами начинают появляться с 2 лет 2 мес. – 2 лет 5 мес. Им предшествуют в речи ребенка бессоюзные сложные предложения, в которых выражен ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности
В теоретическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы учащихся важно выделить психолого – педагогическую характеристику младшего подросткового возраста в процессе развития самостоятельности. Подростковый возраст – период жизни человека от детства до юности в традиционной ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru