Эмпирическое исследования уровня личностной зрелости и самоактуализации

Статьи об образовании » Жизненные ценности и уровень личностной зрелости в период взрослости » Эмпирическое исследования уровня личностной зрелости и самоактуализации

Страница 1

Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое исследование связи уровня личностной зрелости и жизненных ценностей в период взрослости.

Работа состояла из нескольких этапов:

Подбор методик;

Формирование выборки испытуемых;

Проведение методик;

Обработка полученных результатов.

На первом этапе при выполнении эмпирического исследования была использована следующая методика:

- «Самоактуализационный тест» (CAT). Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроза.

Этот тест был разработан М. Крозом под руководством Л.Я. Гозмана и опубликован в 1987 году под названием «Самоактуализационный тест».

Первую попытку измерить уровень самоактуализации предприняла ученица А. Маслоу Эверетт Шострем, опубликовавшая в 1963 году вопросник POI .

Вопросник Э. Шострем был переведен и усовершенствован группой московских психологов (Л.Я. Гозманом, Ю.Е. Алешиной, М.В. Загикой и М.В. Кроз).

Данная методика позволяет диагностировать степень самоактуализации как многомерную величину, регистрировать разные составляющие ее параметры. Вместе с тем, данная методика дает возможность определять количественный обобщенный показатель уровня самоактуализации личности. Тест состоит из перечня, содержащего 126 пунктов, каждый из которых включает два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера, описывает различные установки и особенности отношения человека к миру, к другим людям, к себе.

- Морфологический тест жизненных ценностей. (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной.

Данная методика получила название «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ), исходя из целей и задач исследования — определения мотивационно-ценностной структуры личности.

Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Перечень жизненных ценностей включает:

1. Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Собственный престиж, т.е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

7. Достижение, т.е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений, каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе.

К каждому тестовому материалу прилагается бланк ответов. В бланке испытуемые обозначают принадлежность к своему возрасту и полу. Проведение исследования началось с инструктирования и мотивирования испытуемых. Инструкция предъявлялась как в устной, так и в письменной форме. Помимо правил выполнения теста очень важно, что инструкция напоминает о важности выражения личного мнения человека по поводу различных утверждений или вопросов. Инструкции к методикам включают в себя мотивационные компоненты. Мы дали испытуемым понять, какие возможности предоставляет ему участие в исследовании – это информация о его жизненных перспективах и отдельных качествах (мотивах, целях, ценностях). Выполнение заданий не шло в разрез с желанием испытуемых. Процесс проведения исследования не требовал контроля над испытуемыми, так как они являются уже взрослыми людьми, имеющими свое личное мнение, которое и будут отражать в исследовании.

На втором этапе при выполнении эмпирического исследования была сформирована выборка испытуемых. Всего в исследовании принимало участие 10 человек испытуемых в возрасте от 30 до 45 лет.

На третьем этапе эмпирического исследования было проведение методик.

На четвертом этапе при выполнении эмпирического исследования проводилась обработка полученных результатов.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости, а именно: чем выше уровень личностной зрелости, тем более выражены духовно-нравственные ценности по сравнению с прагматическими ценностями личности, и чем ниже уровень личностной зрелости, тем выше уровень прагматических ценностей, по сравнению с духовно-нравственными.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Многозначные числа в обучении математике младших школьников
Нумерация многозначных чисел и действия над ними выделяются в особый концентр потому, что нумерация чисел за пределами 1 000 имеет свои особенности: многозначные числа образуются, называются, записываются с опорой не только на понятие разряда, но и на понятие класса. Необходимо раскрыть это важнейш ...

Двигательный режим учащихся. Организация самостоятельных занятий
Известно, недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшение дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии: недостаточная двигательная активность снижает функциональные сердечнососудистой и д ...

Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6 классе основной общеобразовательной школы
Итак, в речи учащихся 5-6 классов часто встречаются нарушения лексических норм, поэтому нужна постоянная и систематическая работа с данным видом нормы на уроках русского языка, что поможет, с нашей точки зрения, избежать хотя бы самых распространенных речевых (лексических) ошибок. В ходе педагогиче ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru