Характеристика лексических норм русского языка и ошибок, связанных с их несоблюдением

Статьи об образовании » Речевые нормы в школьном курсе изучения русского языка » Характеристика лексических норм русского языка и ошибок, связанных с их несоблюдением

Страница 1

Литературная норма на практике используется нами в письменных и устных текстах. Каждому человеку приходится работать с текстами. Мы пишем объяснительную или служебную записку, читаем объявления на работе и в общественном транспорте, общаемся друг с другом, выступаем на семинарах и так далее и тому подобное. Всё это тексты, письменные или устные.

Для чего нужна норма? Для того чтобы:

- люди понимали друг друга правильно (социальная и коммуникативная функции);

- отличить образованного человека от необразованного (социальная и культурная);

- образованная часть людей с наиболее развитым языковым вкусом влияла на его воспитание и развитие у остальных (социальная и эстетическая);

- сохранять языковые традиции (социальная и культурная).

Существуют различные классификации норм литературного языка.

Так учёные-лингвисты, например, В. Г. Костомаров, выделяют следующие типы норм: нормы письменной и устной форм речи; нормы только письменной речи; нормы только устной речи.

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся: лексические нормы, грамматические нормы и стилистические нормы. Нормы, общие для устной и письменной речи, касаются языкового содержания и построения текстов.

Специальными нормами письменной речи являются нормы орфографические и пунктуационные. Ошибки, связанные с нарушением этих норм, мы можем заметить только на письме. В устной речи мы этого сделать не сможем.

Только к устной речи применимы нормы произносительные, акцентологические и интонационные нормы. Нарушения этих норм возможно выявить только в устной форме. В письменной речи ошибки будут не заметны, так как мы должны слышать слово, чтобы заметить их.

Нормы также классифицируются по уровням языковой системы. С фонетическим уровнем языка связаны акцентологические нормы (правила постановки ударений в словах) и орфоэпические нормы (правила произношения отдельных буквосочетаний в словах). Грамматические нормы, которые следует разделить на словообразовательные, морфологические и синтаксические, регламентируют образование слов, выбор нужных грамматических форм и грамматических конструкций. Они связаны с морфемным и синтаксическим уровнями языка и опираются на их систематику. Кроме того, учёными выделяются известные всем по школьной программе орфографические (правила написания гласных и согласных в словах) и пунктуационные нормы (правила постановки знаков препинания). Лексические нормы связаны с употреблением слов и фразеологических словосочетаний (единиц лексического уровня языка) в точном значении. К лексическим нередко относят стилистические нормы, отвечающие за использование стилистически маркированных единиц в текстах определённых функциональных разновидностей литературного языка.

Предметом нашего исследования являются нормы лексические, в том числе и потому, что ошибки, связанные с их употреблением, встречаются как в устной, так и письменной речи учащихся. Следует также обратить особое внимание, что раздел «Лексика» изучается только в 5-6 классах основной общеобразовательной школы по всем учебным комплексам, поэтому естественно, что многие изученные в 5-6 классах лексические нормы забываются, поскольку не всегда повторяются и закрепляются при изучении других разделов курса русского языка в 7-9 классах.

Лексические нормы – это правила, регулирующие точность выбора слова из ряда единиц, близких по значению или форме; употребление слова только в том значении, которое оно имеет в языке; уместность его использования в той или иной коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. Соблюдение лексических норм – важнейшее условие точности речи и ее правильности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Формирование экологической культуры подростков
В современную эпоху экологические проблемы затрагивают интересы каждого человека, человечество в целом. Вопрос об экологическом образовании сам по себе не новый. Он получил развитие в работах И. Т. Суравегиной (экологизация курсов биологии и создание курсов по экологии человека), А. Н. Захлебного ( ...

Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Проблема творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и ученых (философов, психологов, педагогов). Понятие «творчество» восходит к трудам Платона и Аристотеля. В философском понимании (Бердяев Н.А., Юнг К., Овчинников В.Ф. и др.) ф ...

Развивающая среда как педагогическое условие развития мышления детей старшего дошкольного возраста
Безусловно, что развитие ребенка должно происходить в определённых условиях, в определенной среде. Важным педагогическим условием развития мышления детей является развивающая среда. Развивающая среда - это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru