Пятый блок вопросов был обозначен как прогнозирование будущего социального статуса и непосредственно связывался с выбором профессии. Именно от того, насколько ребенок адекватно оценивает себя, свои способности и их реализацию в будущем через профессию, зависит успешность, безболезненность его адаптации и приобретение желаемого социального статуса, также обусловленного предполагаемой профессией. Как видим из таблицы 5, подавляющее большинство детей склоняются к прогнозированию высокого уровня благополучия, имея четкие критерии, обуславливающие их выбор.
Таблица 5. Прогнозирование будущего социального статуса дошкольниками с ЗПР (констатирующий этап)
|
№ п/п |
Прогнозирование |
Количество детей | |
|
человек |
% от общего числа | ||
|
1 |
Благополучное |
12 |
60 |
|
2 |
Относительно успешное |
4 |
20 |
|
3 |
Отсутствие предположений |
4 |
20 |
Стоит отметить, что дети с ЗПР абсолютно не учитывают критерий полезности, а выбирают профессию, «примеряя» ее на себя без осознания всех возможных ее проявлений и взаимосвязей с окружающей действительностью, тем не менее, предполагая свою успешность в ней.
Немаловажным являются знание и интерес детей к сказочным сюжетам. Именно это и стало следующим исследуемым параметром, результаты которого приведены в таблице 6.
Таблица 6. Интерес и знание сказочных сюжетов дошкольников с ЗПР (констатирующий этап)
|
№ п/п |
Уровень знания и интереса |
Количество детей | |
|
человек |
% от общего числа | ||
|
1 |
Большой объем знаний, высокий интерес |
- |
0 |
|
2 |
Ограниченный объем знаний, заинтересованность |
6 |
30 |
|
3 |
Низкий уровень знаний, отсутствие интереса |
14 |
70 |
Выяснилось, что у 70% детей с ЗПР отмечается низкий уровень заинтересованности, крайне суженный объем известных сказочных сюжетов, ограничивающийся простейшими сказками («Колобок», «Репка»). Отмечается формальное запоминание названий сказок и невозможность пересказа сюжета, отсутствие любимого героя. Однако, подобная ситуация для детей с задержкой психического развития является допустимой. При этом следует помнить, что в случае ограниченности роли сказки в жизни ребенка формирования нравственных категорий просто не происходит, ребенок лишается права выбора, права собственного самостоятельного пути к осознанию определенных ценностей и псевдоценностей, все это подается ребенку уже в готовом виде от взрослых, и он просто вынужден усваивать моральные нормы не в их первородной форме, а в искаженном, зачастую в крайне негативную сторону, виде. Более того, выбирая любимого героя сказки, ребенок идентифицирует себя с ним, проживает его жизнь как свою, а значит, «примеряет» определенную социальную роль и приобретает своего рода социальный опыт. Нет любимого героя – нет идентификации – нет «волшебного», «сказочного» социального опыта – ограниченность предпосылок эффективности, снижение успешности будущего реального социального развития.
Таким образом, важность сказки для развития ребенка очевидна, как очевидно и отсутствие осознания этого факта родителями.
Следующий исследуемый параметр – мотивационная готовность к школьному обучению. Результаты по данному параметру – в таблице 7.
Таблица 7. Мотивационная готовность к школьному обучению дошкольников с ЗПР (констатирующий этап)
|
№ п/п |
Уровень мотивационной готовности |
Количество детей | |
|
человек |
% от общего числа | ||
|
1 |
Высокий |
- |
0 |
|
2 |
Средний |
4 |
20 |
|
3 |
Низкий/отсутствует |
16 |
80 |
Прочие статьи:
Методика Н.А. Чевелевой
В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А. Чевелева в своем пособии пр ...
Требования к созданию и применению образовательных электронных изданий и
ресурсов
Процесс создания ОЭИ должен обеспечивать производство ОЭИ, отвечающих системе психолого-педагогических, технико-технологических, эстетических и эргономических требований. Как и сами ОЭИ, требования к ним можно классифицировать согласно нескольких различных критериев. Все требования к ОЭИ можно разд ...
Первые этапы развития внимания
Первый ряд стимулов, вызывающих внимание ребенка – это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка. Первый этап развития внимания – первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизво ...