Практическое изучение деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР

Статьи об образовании » Основные направления деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР » Практическое изучение деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР

Страница 4

Пятый блок вопросов был обозначен как прогнозирование будущего социального статуса и непосредственно связывался с выбором профессии. Именно от того, насколько ребенок адекватно оценивает себя, свои способности и их реализацию в будущем через профессию, зависит успешность, безболезненность его адаптации и приобретение желаемого социального статуса, также обусловленного предполагаемой профессией. Как видим из таблицы 5, подавляющее большинство детей склоняются к прогнозированию высокого уровня благополучия, имея четкие критерии, обуславливающие их выбор.

Таблица 5. Прогнозирование будущего социального статуса дошкольниками с ЗПР (констатирующий этап)

№ п/п

Прогнозирование

Количество детей

человек

% от общего числа

1

Благополучное

12

60

2

Относительно успешное

4

20

3

Отсутствие предположений

4

20

Стоит отметить, что дети с ЗПР абсолютно не учитывают критерий полезности, а выбирают профессию, «примеряя» ее на себя без осознания всех возможных ее проявлений и взаимосвязей с окружающей действительностью, тем не менее, предполагая свою успешность в ней.

Немаловажным являются знание и интерес детей к сказочным сюжетам. Именно это и стало следующим исследуемым параметром, результаты которого приведены в таблице 6.

Таблица 6. Интерес и знание сказочных сюжетов дошкольников с ЗПР (констатирующий этап)

№ п/п

Уровень знания и интереса

Количество детей

человек

% от общего числа

1

Большой объем знаний, высокий интерес

-

0

2

Ограниченный объем знаний, заинтересованность

6

30

3

Низкий уровень знаний, отсутствие интереса

14

70

Выяснилось, что у 70% детей с ЗПР отмечается низкий уровень заинтересованности, крайне суженный объем известных сказочных сюжетов, ограничивающийся простейшими сказками («Колобок», «Репка»). Отмечается формальное запоминание названий сказок и невозможность пересказа сюжета, отсутствие любимого героя. Однако, подобная ситуация для детей с задержкой психического развития является допустимой. При этом следует помнить, что в случае ограниченности роли сказки в жизни ребенка формирования нравственных категорий просто не происходит, ребенок лишается права выбора, права собственного самостоятельного пути к осознанию определенных ценностей и псевдоценностей, все это подается ребенку уже в готовом виде от взрослых, и он просто вынужден усваивать моральные нормы не в их первородной форме, а в искаженном, зачастую в крайне негативную сторону, виде. Более того, выбирая любимого героя сказки, ребенок идентифицирует себя с ним, проживает его жизнь как свою, а значит, «примеряет» определенную социальную роль и приобретает своего рода социальный опыт. Нет любимого героя – нет идентификации – нет «волшебного», «сказочного» социального опыта – ограниченность предпосылок эффективности, снижение успешности будущего реального социального развития.

Таким образом, важность сказки для развития ребенка очевидна, как очевидно и отсутствие осознания этого факта родителями.

Следующий исследуемый параметр – мотивационная готовность к школьному обучению. Результаты по данному параметру – в таблице 7.

Таблица 7. Мотивационная готовность к школьному обучению дошкольников с ЗПР (констатирующий этап)

№ п/п

Уровень мотивационной готовности

Количество детей

человек

% от общего числа

1

Высокий

-

0

2

Средний

4

20

3

Низкий/отсутствует

16

80

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Описание опыта учителей
Как для начинающих, так и для опытных учителей наибольший интерес представляют практические советы по использованию различных приемов, средств и перечень упражнения для обучения языку и речи. До недавнего времени основным средством обучения иностранным языкам служили тексты, т.к. они являются основ ...

Методика знакомства с инструментами
В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные способности каждого ребенка. Моя практика по работе в оркестре показывает, что вводить в группу сразу все инструменты нецелесообразно: дети не могут сосредоточиться ни на одном из них. Знакомлю с инструментами посте ...

Представление об учебной задаче
Формирование учебной деятельности невозможно без наличия в ней учебной задачи. Учебная деятельность включает соответствующие потребности, мотивы, задачи, действия и операции. У детей, приходящих в 1 класс, целостной ее структуры еще нет. Она формируется в течение нескольких лет, особенно интенсивно ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru