Практическое изучение деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР

Статьи об образовании » Основные направления деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР » Практическое изучение деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР

Страница 4

Пятый блок вопросов был обозначен как прогнозирование будущего социального статуса и непосредственно связывался с выбором профессии. Именно от того, насколько ребенок адекватно оценивает себя, свои способности и их реализацию в будущем через профессию, зависит успешность, безболезненность его адаптации и приобретение желаемого социального статуса, также обусловленного предполагаемой профессией. Как видим из таблицы 5, подавляющее большинство детей склоняются к прогнозированию высокого уровня благополучия, имея четкие критерии, обуславливающие их выбор.

Таблица 5. Прогнозирование будущего социального статуса дошкольниками с ЗПР (констатирующий этап)

№ п/п

Прогнозирование

Количество детей

человек

% от общего числа

1

Благополучное

12

60

2

Относительно успешное

4

20

3

Отсутствие предположений

4

20

Стоит отметить, что дети с ЗПР абсолютно не учитывают критерий полезности, а выбирают профессию, «примеряя» ее на себя без осознания всех возможных ее проявлений и взаимосвязей с окружающей действительностью, тем не менее, предполагая свою успешность в ней.

Немаловажным являются знание и интерес детей к сказочным сюжетам. Именно это и стало следующим исследуемым параметром, результаты которого приведены в таблице 6.

Таблица 6. Интерес и знание сказочных сюжетов дошкольников с ЗПР (констатирующий этап)

№ п/п

Уровень знания и интереса

Количество детей

человек

% от общего числа

1

Большой объем знаний, высокий интерес

-

0

2

Ограниченный объем знаний, заинтересованность

6

30

3

Низкий уровень знаний, отсутствие интереса

14

70

Выяснилось, что у 70% детей с ЗПР отмечается низкий уровень заинтересованности, крайне суженный объем известных сказочных сюжетов, ограничивающийся простейшими сказками («Колобок», «Репка»). Отмечается формальное запоминание названий сказок и невозможность пересказа сюжета, отсутствие любимого героя. Однако, подобная ситуация для детей с задержкой психического развития является допустимой. При этом следует помнить, что в случае ограниченности роли сказки в жизни ребенка формирования нравственных категорий просто не происходит, ребенок лишается права выбора, права собственного самостоятельного пути к осознанию определенных ценностей и псевдоценностей, все это подается ребенку уже в готовом виде от взрослых, и он просто вынужден усваивать моральные нормы не в их первородной форме, а в искаженном, зачастую в крайне негативную сторону, виде. Более того, выбирая любимого героя сказки, ребенок идентифицирует себя с ним, проживает его жизнь как свою, а значит, «примеряет» определенную социальную роль и приобретает своего рода социальный опыт. Нет любимого героя – нет идентификации – нет «волшебного», «сказочного» социального опыта – ограниченность предпосылок эффективности, снижение успешности будущего реального социального развития.

Таким образом, важность сказки для развития ребенка очевидна, как очевидно и отсутствие осознания этого факта родителями.

Следующий исследуемый параметр – мотивационная готовность к школьному обучению. Результаты по данному параметру – в таблице 7.

Таблица 7. Мотивационная готовность к школьному обучению дошкольников с ЗПР (констатирующий этап)

№ п/п

Уровень мотивационной готовности

Количество детей

человек

% от общего числа

1

Высокий

-

0

2

Средний

4

20

3

Низкий/отсутствует

16

80

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Методика Н.А. Чевелевой
В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А. Чевелева в своем пособии пр ...

Требования к созданию и применению образовательных электронных изданий и ресурсов
Процесс создания ОЭИ должен обеспечивать производство ОЭИ, отвечающих системе психолого-педагогических, технико-технологических, эстетических и эргономических требований. Как и сами ОЭИ, требования к ним можно классифицировать согласно нескольких различных критериев. Все требования к ОЭИ можно разд ...

Первые этапы развития внимания
Первый ряд стимулов, вызывающих внимание ребенка – это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка. Первый этап развития внимания – первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизво ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru