Практическое изучение деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР

Статьи об образовании » Основные направления деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР » Практическое изучение деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР

Страница 5

80% детей с ЗПР характеризуются низким уровнем готовности или вообще ее отсутствием. Об этом говорят ответы детей, в которых предпочтение отдается детскому саду, а не школе: в школу дети идти не хотят, а если и выражают желание, то лишь по причине «на перемене побегать», «мне много нового купят» и т.д.

Последний блок вопросов был нацелен на выявление оценки детьми собственных возможностей в будущей самостоятельной жизни. Результаты по данному блоку представлены в таблице 8.

Таблица 8. Оценка собственных возможностей дошкольников с ЗПР (констатирующий этап)

№ п/п

Оценка

Количество детей

человек

% от общего числа

1

Адекватная

4

20

2

Завышенная

16

80

3

Заниженная

-

0

Дети с ЗПР исключают возможность возникновения какого-либо препятствия и говорят, что со всем справятся сами (80%), не прибегая к помощи родных. Это лишний раз подтверждает наличие завышенной самооценки у этих детей и нарушение критичности по отношению к себе и своим возможностям.

Все выводы, сделанные на основе беседы, имеют неподдельную значимость для дальнейшей работы, а выявленные особенности представляют собой неотъемлемую часть специфики адаптации детей с ЗПР и подтверждаются результатами применения других методик.

Применение методики «День рождения» позволило получить интересные данные о потребности в общении, об эмоциональных предпочтениях и значимости социального окружения для детей с ЗПР. Все это оказывает непосредственное воздействие на ход и характер социального развития детей.

Анализ результатов потребности в общении показал, что у 50% детей с ЗПР отмечается средний уровень потребности в общении, а в 20% случаев имеет место несформированность потребности как таковой. В пользу первого факта говорит величина «стола» и «стульев» (большие), количество «приглашенных гостей» (стулья добавляются), что также говорит о желании общаться в широком кругу; факт несформированности потребности в общении подтверждает присутствие за «столом» животных. Результаты по данному показателю приводятся в таблице 9.

Таблица 9. Уровень потребности в общении детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (констатирующий этап)

№ п/п

Уровень

Количество детей

человек

% от общего числа

1

Высокий

4

20

2

Средний

10

50

3

Низкий

2

10

4

Не сформирован

4

20

Факт несформированности половой идентификации имеет место у 20% детей с ЗПР. Об этом позволяет сделать вывод несоответствие условного обозначения себя «за столом» определенным символом (мальчик – звездочка, девочка – снежинка).

Кроме того, имеется еще одна крайне важная особенность, о которой можно судить, исходя из расположения «стульчика за столом» самого ребенка. Размещение «стула» справа является признаком человека-действия, т.к. правая рука – всегда есть орудие действия, а значит, ребенку присуща целеустремленность, без чего успешное социальное развитие состояться не сможет. В случае детей с ЗПР мы наблюдаем следующее: «свой стульчик» дети располагают либо слева, либо внизу. Первое иллюстрирует ситуацию, когда ребенок не осуществил свои планы и мысли, такое размещение – проявление внутренней жизни человека при внешне пассивном поведении; левая рука – средство защиты внутренней жизни от посягательства извне. Расположение внизу листа – желание спрятаться, ощущая собственные недостатки; как правило, отсутствует или слабо выражена тенденция к самоутверждению. Все это еще больше усугубляет, усложняет процесс социального развития, обрекает его на большую вероятность неудачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Анализ опыта работы по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
Секция «Центр развития ребенка «Сказка» является структурным подразделением Дома творчества Октябрьского АО г. Омска и осуществляет свою работу на основании Устава Дома детского творчества, Правил внутреннего распорядка, руководствуясь Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образователь ...

Аттестация образовательного учреждения
Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС). Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой ...

Закономерности и принципы воспитательного процесса
Закономерности – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи м/у явлениями и процессами. Принципы – это основные положения, сформировавшиеся в виде требований к организации педагогического процесса. Метопринципы. Принцип центрации воспитания на развития личности – направленность на р ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru