Практическое изучение деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР

Статьи об образовании » Основные направления деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР » Практическое изучение деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР

Страница 2

– с кем поместил себя;

– почему одних поместил в красивый домик, других – в малопривлекательный;

- характер, особенности мотиваций.

Интерпретация. Если ребенок помещает себя и многих детей в красивый домик, то можно говорить о его целостном положительном отношении к себе и другим; если в красивый домик он поместил только себя или еще 1-3 детей или взрослых, то это указывает на положительное принятие себя и весьма избирательное отношение к другим. Как правило, это закрытые, необщительные дети либо конфликтные и их рекомендуется еще протестировать, чтобы определить степень их удовлетворенности своим положением в группе и выявить стремление к доминированию. В случае же помещения ребенком себя в некрасивый домик можно предположить непринятие им себя. Возможно, это было ситуативное непринятие, связанное с недавней негативной оценкой ребенка взрослыми (последнее возможно лишь в старшем дошкольном возрасте). Выявляя причины размещения ребенком себя и других по домикам, можно определить степень осознанности его отношений, а также особенности нравственного сознания дошкольника.

Практическая часть исследования была организованна в три этапа: I - констатирующий этап по выявлению уровня сформированности основных показателей социального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; II - формирующий этап, направлен на выделение комплекса игровых упражнений, направленных на формирование и коррекцию социального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР; III - контрольный этап, позволяет увидеть эффективность коррекционной работы.

Имеющийся у ребенка запас знаний и представлений об окружающей действительности определяет его кругозор, и, в известной мере, социальное развитие. На социальном развитии сказывается и общая активность ребенка в установлении социальных контактов, и сформированность потребности в общении, и характер взаимоотношений со сверстниками, и, что немаловажно, открытость самого социального окружения для принятия ребенка.

Именно эти и ряд других показателей успешности развития выявлялись с помощью описанных в предыдущем пункте методик.

Рассмотрим отдельно каждый исследуемый параметр в ходе беседы.

Беседа показала, что старшие дошкольники с ЗПР плохо осведомлены в отношении тех явлений, которые им не раз приходилось наблюдать в повседневной жизни. Они не могут правильно рассказать о составе своей семьи, трудовой деятельности ее взрослых членов. Дети часто не в состоянии ответить на вопросы, касающиеся их самих (адрес, возраст, дата рождения и т.п.). Круг представлений о трудовой деятельности взрослых у детей с ЗПР беден, знания о профессиях поверхностны, а в отдельных случаях даже ошибочны. Результаты по первому параметру представлены в таблице 1.

Таблица 1. Осведомленность о себе и семье дошкольников с ЗПР (констатирующий этап)

№ п/п

Вариант ответа

Количество детей

человек

% от общего числа

1

Точные и полные

4

20

2

Относительно верные

10

50

3

Неверные

4

20

4

Отсутствие ответа

2

10

Количество ответов точных и полных у детей с ЗПР низкое – 20%, а в 10% случаев и вовсе наблюдается невозможность ответа. Наибольшую часть ответов детей с ЗПР составляли относительно верные ответы – неопределенные ответы с сообщением второстепенных, несущественных сведений, порой не имеющих отношения к заданному вопросу. У 50% детей с ЗПР даже такие понятия, как собственное имя и фамилия, оказались недостаточно дифференцированными, воспринимались как единое целое. Яркое проявление неточных и неверных ответов имело место при назывании собственного адреса: вместо названия города указывали улицу, на которой живут.

Вторым исследуемым параметром в ходе беседы было количество и характер социальных контактов (вопросы касались всех аспектов похода в гости и приема гостей). Данный блок вопросов позволил выявить явное преобладание узкого круга общения детей с ЗПР – т.е. общение ребенка ограничивается лишь самыми близкими членами его семьи (общение в детском саду целенаправленно было исключено, т.к. широко рассматривалось с помощью другой методики). Результаты по данному параметру занесены в таблицу 2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Определение понятия "вербальная агрессия"
Прежде чем перейти к непосредственному изучению вербальной агрессии в школьной речевой среде, необходимо дать определение этого понятия, поскольку до сих пор единого мнения ученых относительно решения данного вопроса не существует. Между тем необходимость отличать вербальную агрессию от других видо ...

Исследование осознанности выбора старшеклассниками
Наш интерес к данному исследованию берет свое начало из исследования, проводимого нами в этой же школе ранее. Мы считаем необходимым коротко описать его результаты. Мы исследовали два девятых класса. Класс "А" и класс "Д". Класс "Д" в прошлом носил статус коррекционног ...

Модели гражданского воспитания школьников
Модели гражданского воспитания должны формироваться и развиваться в рамках воспитательной системы школы, и занимать особое место и приобретать все большее значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе, потребностями в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлении ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru