Практическое изучение деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР

Статьи об образовании » Основные направления деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР » Практическое изучение деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР

Страница 3

Таблица 2. Количество и характер социальных контактов дошкольников с ЗПР (констатирующий этап)

№ п/п

Круг общения

Количество детей

человек

% от общего числа

1

Широкий

4

20

2

Ограниченный

2

10

3

Узкий

14

70

Дети говорили о том, что в гости ходить любят, но стесняются, при всем при этом, в гости они не ходят и не принимают гостей; почему так происходит, ответить затруднялись. Надо полагать, что подобное положение вещей связано с образом жизни семьи. Следует отметить тот факт, что почти половина семей являются неполными (ребенок воспитывается мамой). Незначительное количество детей с ЗПР отмечает, что бывает в гостях лишь у родственников и исключительно по необходимости («мама ушла на работу», «нам надо было с сестрой посидеть» и т.д.). Критерии, обуславливающие интерес детей к походу и приему гостей, – подарки, угощения, возможность совместной игры.

В III блоке вопросов выяснялось количество друзей ребенка, обусловленность выбора лучшего друга, рассказ о нем. Результаты по исследованию данного параметра представлены в таблице 3.

Таблица 3. Критерии избирательности и предпочтений в установлении социальных контактов дошкольников с ЗПР (констатирующий этап)

№ п/п

Критерии

Количество детей

человек

% от общего числа

1

Четкие, обоснованные, нравственные

-

0

2

Ситуативно обусловленные

16

80

3

Нет основания

4

20

Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что дети с ЗПР не выбирают лучшего друга осознанно, т.е. не мотивируют свой выбор с указанием на моральные качества друга: «вежливый», «добрый», «воспитанный». У подавляющего большинства детей отмечается ситуативная обусловленность называния друга: «мы вместе играем». С одной стороны, игровая деятельность является ведущей, а значит, и такое объяснение вполне приемлемо. Но, с другой стороны, возраст детей (6–7 лет) достаточен для оперирования элементарными нравственными категориями в гораздо большем объеме, чем показало исследование.

Следующим рассматриваемым параметром стало стремление к лидерству (табл.4).

Таблица 4. Стремление к лидерству дошкольников с ЗПР (констатирующий этап)

№ п/п

Степень выраженности стремления

Количество детей

человек

% от общего числа

1

Явно выражено

12

60

2

Умеренно

6

30

3

Отсутствует

2

10

Судя по данным, приведенным в таблице 4, подтвердилось предположение о завышенной самооценке и явно выраженном стремлении к лидерству у детей с ЗПР, дети не сомневались в том, что другим с ними играть очень интересно, а в 60% случаев говорили, что любят и всегда бывают главными в игре.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Особенности развития речевой моторики у старших дошкольников
Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. У ребенка возникает рефлекторный крик, звуки и за счет этого круговая мышца рта напрягается и растягивается, мягкое небо поднимается и опускается. При появлении гуления и смеха становятся активными ...

Логопедическая работа по преодолению нарушений словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Целью формирующего эксперимента было развитие словообразования и словоизменения посредством дидактических игр При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольников. Материал формирующего эксперимента представлен ниже. Игры для закрепления формы множественного числа: ...

Роскошь поощрения
В наши дни в теории прочно утвердилась мысль о том, что преобладать должны методы положительного подкрепления, поскольку они и более гуманны, и более эффективны. Это явилось результатом, с одной стороны, прогресса этики, а с другой стороны — данных психологической науки. Последние показали, что вер ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru