Практическое изучение деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР

Статьи об образовании » Основные направления деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР » Практическое изучение деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР

Страница 6

Характер эмоциональных предпочтений оказался таким: 80% испытуемых (16 человек) выбирают дистантные отношения, и только 20% (4 человека) – доверительные.

Знаковым является и показатель значимости социального окружения, ведущей роли какой-либо социальной группы или отдельного человека. Результаты видны из таблицы 10.

Таблица 10. Значимость социального окружения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (констатирующий этап)

№ п/п

Социальная группа

Количество детей

человек

% от общего числа

1

Взрослые

-

0

2

Семья

6

30

3

Детский сад

12

60

4

Двор, соседи

2

10

Дети с ЗПР в 60% случаев отдают предпочтение детскому саду в силу ограниченности социальных контактов. В свете данного факта становится неудивительным авторитет воспитателя у детей с ЗПР, гораздо ярче проявляющийся по сравнению с положением воспитателя в массовом детском саду.

Методика «Два дома» позволила выявить симпатии и антипатии ребенка относительно его окружения. В результате мы выяснили, что явного превосходства «жителей» в каком-либо из домиков выявлено не было. Но интересен тот факт, что у 50% детей с ЗПР в «черном доме», т.е. среди тех, с которыми нет желания играть и разговаривать, оказывались родители и значительно реже, братья или сестры. Объясняется это, скорее всего, тем психологическим климатом, который царит в семьях детей с ЗПР. Тип родительских отношений, наиболее часто встречающийся в таких семьях – это авторитарная гиперсоциализация – восприятие ребенка как маленького неудачника. В общих чертах он выражается в приписывании ребенку личностной и социальной несостоятельности, усиливается чувствами досады и раздражения. Родители требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. В контексте социального развития подобный стиль отношений почти исключает целенаправленный интерес к социальным достижениям ребенка, что приводит к формированию конформных позиций по отношению к авторитарным взрослым, а также попытке компенсации своей несостоятельности усилением агрессии в отношениях со сверстниками.

Результаты диагностики по методике «Подари открытки» свидетельствуют о высоком авторитете воспитателя среди детей с ЗПР. Количество предпочитаемых и принятых детей практически равное. Отверженных детей нет. Среди детей с ЗПР отсутствует явный лидер, быть может, его возможное преимущество перекрывается авторитетом воспитателя, а может, именно этот факт способствует высокой сплоченности группы.

Данное описание всех методик, их применение, анализ результатов и последующая интерпретация могут в полной мере свидетельствовать лишь о тех особенностях социального развития детей с ЗПР, которые непосредственно обусловлены самим нарушением и являются внутренним фактором, направляющим в лучшую или худшую сторону ход развития. При всем при этом, нельзя забывать, что процесс развития является двусторонним, т.е. не только ребенок приспосабливается к среде, но и сама среда должна в определенной мере видоизменяться, приспосабливаться к ребенку, равно в той мере, в какой он адаптируется к ней. Поэтому наиболее актуальным и адекватным является рассмотрение степени готовности этого самого окружения принять ребенка с ЗПР. Потому как, мы готовим ребенка к вхождению в общество, «доводим» его до нормы, но, вполне вероятно, что общество еще не готово принять ребенка с ЗПР. А значит, не только ребенка с проблемами необходимо «доводить» до определенного уровня, но и социальное окружение не менее остро нуждается в «доведении» его до ребенка, «доведении» чувства толерантности до такого качества, чтобы адаптация ребенка с ЗПР стала максимально успешной.

Результаты проведенных исследований позволяют сделать вывод о наличии неоспоримой специфики процесса развития детей с ЗПР. Это низкий уровень осведомленности о семье и себе; крайнее ограничение и однонаправленность социальных контактов; отсутствие критериев избирательности в установлении социальных контактов. Более того, ярко выраженное стремление к лидерству; завышенная оценка своих возможностей; низкая мотивация школьной готовности и, что крайне важно, ограниченный интерес и знание сказочных сюжетов. Кроме этого, отмечаются большие трудности семейной социализации и неотложные проявления негативных последствий данных проблем. В качестве основных факторов, усложняющих и задающих специфический вектор процессу социального развития, можно также выделить эмоциональное предпочтение дистантного характера общения; четко выраженную защищающуюся позицию в общении, во взаимодействии; в ряде случаев несформированность половой идентификации и потребности в общении. Эти особенности являются обусловленными «изнутри» нарушениями. Гораздо значимее в процессе социального развития оказываются факторы социального ряда, которые не могут быть фоновыми, второстепенными, они все активнее выходят на первый план и занимают лидирующие позиции в ходе адаптации. Отношения родителей возможно изменить. Но действовать следует, главным образом, не через родителей, т.к. их система ценностей очень болезненно реагирует на попытки вторжения и всячески их не приемлет, а воздействовать необходимо на детей массового детского сада, прививая им уважение и толерантность, взяв в качестве основного средства – сказку. Таким образом, социальное развитие детей с ЗПР должно начинаться в стенах массового детского сада, для чего имеются благоприятные условия. Тем самым решится целый комплекс задач по воспитанию нравственности формирующейся личности нормально развивающегося ребенка и, более того, происходит профилактика возникновения серьезных трудностей развития детей с ЗПР, исключительно социально обусловленных.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Прочие статьи:

Критерии эффективности и показатели успешности воспитательной деятельности педагога
Определение критериев эффективности воспитательной деятельности педагогов — сложная задача, ибо в педагогике, как в любой гуманитарной дисциплине, трудно применить жесткие критерии. Педагог скорее чувствует, чем точно знает, что получилось и что не получилось в его работе. К сожалению, до сих пор и ...

Психологическая характеристика периода взрослости
Впервые задачу, связанную с изучением периода взрослости, поставил в 1928 г. Н.А. Рыбников, который предложил называть этот раздел возрастной психологии «акмеологией» (от греч. «акме», что означает — апогей развития, точка его наивысшего роста, расцвета) — наукой о периоде расцвета всех жизненных с ...

Возрастные особенности учащихся 11 классов
В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста - представление о себе, как “не о ребенке”, подрос ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru