Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении

Статьи об образовании » Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении

Страница 4

Суть этой схемы заключается в том, что механизм возникновения активности на уровне создания образа подобен процессу отражения предмета действительности, переведенному на "язык" деятельности.

Активность познавательной деятельности выражается в моментах ее движения, которые обусловлены субъектом. Поэтому знаком тождества мы обозначаем в схеме адекватность активности и деятельности и, как и большинство авторов, подчеркиваем наличие движения от субъекта к объекту, исходящее от субъекта на объект познания и сам процесс познания.

Возникает важный теоретический вопрос, от ответа на который невозможно уклониться. Если познание есть деятельность, то как всякая деятельность, адекватная активности, она должна нести в себе ее свойства: направленность, оптимальность, эффективность.

Подтверждение того, что научное познание есть деятельность, можно найти в работах М.С. Кагана, В.С. Швырева, Н.В. Наливайко. Из них следует, что познавательное отражение в силу своей активности относится к сфере творческой деятельности. В этом случае признаем познание как движение от субъекта к объекту, как деятельность — целенаправленную, начинающуюся с воздействия внешней стимуляции на органы чувств и последующего конструирования идеального образа будущего результата, предполагая при этом доминирование факторов внутренней детерминации, являющихся источником внутренней активности, направляющей психическую деятельность индивида "вовне". Этот процесс осуществляется во временной протяженности. Можно сказать, что процесс познания личностью действительности зависит от "пространственно-временных промежутков между началом воздействия и его результатом", проходя при этом следующие этапы состояний, зарождения, готовности и др.

Именно основываясь на деятельностном подходе к процессу отражения субъектом действительности, мы вправе рассматривать дальнейшее развитие активности в плоскости более высокого уровня состояний. Первым мы называем состояние зарождения активности, которое образуется в результате неравновесия Ои и О в процессе отражения. В этом временном состоянии создаются условия возникновения активности личности, т.е. в данный момент времени оно становится "толчком" к деятельности для познания объекта, выраженного в виде реакции организма (Р), в дальнейшем трансформирующейся во внешнюю активность — деятельность. "Провоцирует" состояние зарождения система стимулов внешней среды, например, в обучении — это специально созданные средства с соответствующим содержанием и организационной формой.

Состояние зарождения по мере формирования активности, а вернее, в силу приобретения вектором активности устойчивого направления, сменяется состоянием более высокого порядка организованности — готовностью.

Готовность — первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой деятельности. Готовность как состояние подробно рассмотрена Н.Д. Левитовым, который различает деятельностную готовность и временное состояние готовности, зависящее от особенностей личности и условий, в которых протекает деятельность. Изучению этого вопроса большое внимание уделялось в работах А.А. Ухтомского, М.И. Виноградова, Б.Ф. Ломова, В.Н. Пушкина и др. Готовность тесно связана с установкой, представляющей внутреннее состояние человека. Поэтому состояние готовности в решающей степени обусловливается устойчивыми психологическими особенностями, свойственными личности, и конкретными условиями, в которых осуществляется деятельность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Методика и организация исследования подвижных игр на физическое воспитание младших школьников
В работе использованы следующие методы иcследования: 1. анализ научно-методической литературы 2. анкетирование 3. педагогическое наблюдение 4. изучение состояния осанки у детей 5. обработка данных экспериментально-исследовательской работы Анализ научно-методической литературы способствовал обоснова ...

Программное обеспечение экономического воспитания у детей младшего школьного возраста
Центральной идеей непрерывного экономического образования является постоянное развитие человека как субъекта деятельности на всем протяжении его жизни, освоение им новых экономических условий повышение настоящей и будущей жизнеспособности. Как динамический процесс непрерывное экономическое образова ...

Экспериментально-педагогическое исследование применения различных художественных техник на занятиях поизобразительному искусству
Наша опытно-экспериментальная работа строилась по принципу систематизирования и обобщения всех знаний, полученных из методических и психологических трудов, упомянутых в данной работе. В своей практической деятельности мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.Опыт проводился в стар ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru