Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении

Статьи об образовании » Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении

Страница 5

В целом же можно констатировать, что готовность личности ученика к напряженным ситуациям в учебной деятельности тесно связана с активностью как качеством индивида и трактуется нами как активное состояние организма, отражающее возможные требования учебных ситуаций и выступающее как регулятор поведения для дальнейшей деятельности. Возникновение состояния готовности к деятельности "начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной перед ним задачи)", т.е. с момента зарождения активности. Далее идет выработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает к воплощению появившейся готовности в предметных действиях, применяя при этом определенные средства и способы деятельности, сравнивая их со своей целью. Сео продвижение сайта что такое seo seo Сео продвижение.

Адаптация в этом деле выступает как направленный вектором активности процесс трансформации состояния личности при уравновешивании индивида со средой; адаптация есть форма реализации состояния готовности: если второе характеризует состояние личности в данный момент времени, то первое — быстроту приспособления организма к преобразовательной деятельности и зависит от тех же факторов, что и готовность (общей подготовленности учеников, характера, темперамента, эмоционального состояния, содержания познавательной деятельности и т.п.). Адаптация как процесс тесно связана с готовностью и является одним из важных моментов на любой начальной стадии познавательной деятельности личности, зависит от стимулов, создающих определенную степень сформированное мотивационной сферы, накопленного социально-исторического опыта, багажа специальных знаний и уровня функционирования психических процессов. Кроме того, адаптация, являясь характеристикой ориентирующего действия активности, служит мостиком быстрого перехода индивида от состояния готовности к состоянию, названному нами состоянием действия.

Состояние действия очень близко к внешней деятельности, но не равно ей и отражает освоение личностью предметно-познавательной деятельности, так как здесь максимально задействованы как внутренние компоненты структуры личности, так и моторные. В этом состоянии "активность субъекта, направленная на объект, не модифицирует его, не разрушает и не конструирует ., а если и изменяет его идеально, то лишь затем, чтобы мысленно запечатлеть его подлинное бытие, проникнуть в его глубины, постичь его суть" и возвратиться к субъекту в виде знаний об объекте. Другими словами, такое состояние характерно только для познавательной деятельности, ибо "в сфере познания мы встречаемся прежде всего с деятельностью производящей и потребляющей, одна из которых добывает новые знания, а вторая — усваивает добытое (учебная. — В.Д.). Поэтому состояние действия мы называем "состоянием познавательного действия", с соответствующей его характеристикой — познавательной активностью.

"Состояние познавательного действия" — это широкое и объемное понятие, представляющее сложную систему элементов, где системообразующим фактором, определяющим это состояние с количественно-качественной стороны, является познавательная активность. С другой стороны, используя термин "состояние познавательного действия", мы тем самым показываем, что структурной единицей познавательной деятельности может быть только познавательное действие. Наша точка зрения в данном случае совпадает с мнением Т.И. Шамовой в определении познавательного действия как более широкого понятия, чем "умственные действия" (она определяет его как "осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт"). Это дает нам право говорить о том, что познавательное действие может, так же как и деятельность, характеризоваться активностью, показывающей его уровень, например, активное или пассивное действие, и через ту же активность, личностное образование, выражающее особое состояние школьника и его отношение к деятельности, посредством познавательного действия влиять на целостное развитие личности ученика.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Структура содержания воспитательной деятельности
Содержание воспитания – одна из наиболее спорных и противоречивых проблем в педагогической теории. Гуманистическая педагогика обогащает современную теорию воспитания представлениями о том, что содержанием воспитательной деятельности педагога является изучение ребенка; создание условий его самореали ...

Положение детей – социальных сирот в современной России
В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – проблема, которая крайне остро стоит перед нашим обществом. Наиболее трагичен то факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствите ...

Развитие исследовательских умений младших школьников в ходе проектирования
проект учитель школьник исследовательский Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Происходящие вокруг перемены столь интенсивны и стремит ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru