В целом же можно констатировать, что готовность личности ученика к напряженным ситуациям в учебной деятельности тесно связана с активностью как качеством индивида и трактуется нами как активное состояние организма, отражающее возможные требования учебных ситуаций и выступающее как регулятор поведения для дальнейшей деятельности. Возникновение состояния готовности к деятельности "начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной перед ним задачи)", т.е. с момента зарождения активности. Далее идет выработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий. Затем человек приступает к воплощению появившейся готовности в предметных действиях, применяя при этом определенные средства и способы деятельности, сравнивая их со своей целью.
Адаптация в этом деле выступает как направленный вектором активности процесс трансформации состояния личности при уравновешивании индивида со средой; адаптация есть форма реализации состояния готовности: если второе характеризует состояние личности в данный момент времени, то первое — быстроту приспособления организма к преобразовательной деятельности и зависит от тех же факторов, что и готовность (общей подготовленности учеников, характера, темперамента, эмоционального состояния, содержания познавательной деятельности и т.п.). Адаптация как процесс тесно связана с готовностью и является одним из важных моментов на любой начальной стадии познавательной деятельности личности, зависит от стимулов, создающих определенную степень сформированное мотивационной сферы, накопленного социально-исторического опыта, багажа специальных знаний и уровня функционирования психических процессов. Кроме того, адаптация, являясь характеристикой ориентирующего действия активности, служит мостиком быстрого перехода индивида от состояния готовности к состоянию, названному нами состоянием действия.
Состояние действия очень близко к внешней деятельности, но не равно ей и отражает освоение личностью предметно-познавательной деятельности, так как здесь максимально задействованы как внутренние компоненты структуры личности, так и моторные. В этом состоянии "активность субъекта, направленная на объект, не модифицирует его, не разрушает и не конструирует ., а если и изменяет его идеально, то лишь затем, чтобы мысленно запечатлеть его подлинное бытие, проникнуть в его глубины, постичь его суть" и возвратиться к субъекту в виде знаний об объекте. Другими словами, такое состояние характерно только для познавательной деятельности, ибо "в сфере познания мы встречаемся прежде всего с деятельностью производящей и потребляющей, одна из которых добывает новые знания, а вторая — усваивает добытое (учебная. — В.Д.). Поэтому состояние действия мы называем "состоянием познавательного действия", с соответствующей его характеристикой — познавательной активностью.
"Состояние познавательного действия" — это широкое и объемное понятие, представляющее сложную систему элементов, где системообразующим фактором, определяющим это состояние с количественно-качественной стороны, является познавательная активность. С другой стороны, используя термин "состояние познавательного действия", мы тем самым показываем, что структурной единицей познавательной деятельности может быть только познавательное действие. Наша точка зрения в данном случае совпадает с мнением Т.И. Шамовой в определении познавательного действия как более широкого понятия, чем "умственные действия" (она определяет его как "осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт"). Это дает нам право говорить о том, что познавательное действие может, так же как и деятельность, характеризоваться активностью, показывающей его уровень, например, активное или пассивное действие, и через ту же активность, личностное образование, выражающее особое состояние школьника и его отношение к деятельности, посредством познавательного действия влиять на целостное развитие личности ученика.
Прочие статьи:
Причины и последствия проявления речевой агрессии
Рассматривая вопрос о том, почему возникает речевая агрессия и каковы ее последствия, необходимо различать понятия речевой агрессии как феномен того или иного общества в целом и как конкретные его проявления в определенной ситуации общения. В первом случае, вероятно, следует говорить о причинах вер ...
Понятия "ошибка"
и "педагогическая ошибка"
В современном образовании остро стоит вопрос о качестве обучения и воспитания, который тесно связан с проблемой педагогических ошибок. Сама проблема ошибок, заблуждений, недочётов рассматривалась в философии и методологии многих наук, вместе с тем в педагогике тема педагогических ошибок их видов, п ...
Значение использования работы по созданию аппликации
из ткани в развитии детей старшего дошкольного возраста
Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А. Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель ми ...