Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении

Статьи об образовании » Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении

Страница 2

Исследователи методологии целостности и систем И.В. Блауберг, Б.Г. Юдин, В.Г. Афанасьев и др. указывают на то, что источником функционирования и развития целостных систем являются противоречия, создаваемые внешней средой и тесно связанные с активностью как мерой их движения. Внешняя среда за счет отдачи материи и энергии создает благоприятные условия для поступательного движения целостных систем.

Предполагая, что активность человека адекватна его деятельности, мы охватываем " .и биологическую жизнедеятельность человека, и его социокультурную, специфически человеческую деятельность". Подобную точку зрения можно наблюдать в языках других народов. Так, в английском и французском языках, в отличие от русского и немецкого, понятия "активность" и "деятельность" обозначаются одним словом — "activity" и "activite". Поэтому «"активность" является основной и самой характерной чертой всякой деятельности, необходимо вытекает из самого существа ее и в то же время в конкретных видах деятельности весьма сильно варьируется по степени». По словам П.Я. Гальперина, "необходимость в ориентировочной деятельности (адекватной активности. — В.Д.) возникает там ., где необходим активный поиск того, что требуется организму для решения стоящей перед ним задачи". Поэтому для характеристики направленности и ориентации активности личности по отношению к внешней среде мы ввели понятие "вектора активности". Он тесно связан с внутренней активностью и показывает ориентацию и быстроту реагирования психических процессов личности на воздействие окружающей среды путем их интеграции и направления вовне. Чем быстрее вектор активности примет правильную ориентировку, тем раньше ученик начнет осваивать целенаправленную деятельность. Изменение внутренней активности невозможно без процесса отражения, как невозможно отражение без изменения внутренней активности объекта, т.е. эти два понятия изначально взаимосвязаны. Но поскольку отражение есть процесс внутренней деятельности, то нужно говорить о его временных характеристиках, проявляющихся в актах зарождения, готовности и адаптации личности к преобразующей деятельности.

Если внутренняя активность относится к мыслительной деятельности личности, то ее деятельность по освоению окружающей среды связана с внешней (моторной) активностью. Философы рассматривают последнюю как качественную характеристику деятельности, ее меру, степень проявления. Несмотря на возражения части философов, которые считают содержание активности более широким и не сводимым к моменту изменения деятельности, мы в этом отрицании видим многоаспектность и сложность понятия активности. Поэтому, исходя из вышеизложенного, считаем, что во внешней преобразующей деятельности активность выступает дуалистически: с одной стороны, характеризует интенсивность внешней деятельности, т.е. быстроту усвоения субъектом способов деятельности, а с другой — продолжает направлять внутреннюю мыслительную деятельность "вовне" через отношение личности к предметам познания путем усиления работы личностных свойств и качеств (эмоций, памяти, мышления и др.).

Важными для конструирования теории активности личности являются результаты исследований А.А. Ершова и С.Д. Смирнова. А.А. Ершов показал, что источником активности личности, импульсом к движению становится различие между идеальным субъективным образом личности (Ои) и образом окружающего мира (О), которое создается в процессе отражения. Это подтверждается исследованиями С.Д. Смирнова, который, рассматривая акты познания личностью "образов мира", предложил следующую схему познавательного процесса: О1 (образ) —> С1 (стимуляция) —> Д1 (действие) —> О2 —> С2 -> Д2 —> ОЗ . и т.д., до формирования цельного образа предмета. Рассматривая процесс формирования образа, С.Д.Смирнов показывает развитие внутренней активности личности через зарождение, готовность, адаптацию, преобразование.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Понятие и классификация занимательного математического материала
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математик ...

Выявление нарушений оптико – пространственных функций у младших школьников с оптической дисграфией
Экспериментальное изучение проводилось с сентября по декабрь 2004 года на базе общеобразовательной школы № 4 п. Кундур с учащимися 1-2 классов. Исследование проводилось в несколько этапов, констатирующий, формирующий, контрольный в количестве 20 человек. 1 этап констатирующий, цель данного этапа: р ...

Психологические особенности подростка
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 − 8 классах средней школы и охватывают возраст от 11−12 до 14−15 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год раньше или позже. Особое поло ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru