Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении

Статьи об образовании » Теоретические аспекты формирования активности школьника в обучении

Страница 3

В современных условиях разработка теории активности школьника опирается на теорию познания. Связано это с тем, что в процессе активного вторжения индивида в окружающую действительность происходит не только восприятие и представление личностью явлений объективного мира,

но и ее развитие, с устойчивым миропониманием и убеждениями. Действительно, познание как процесс захватывает всю структуру личности в целом. Именно " .связь самых элементарных актов чувственного познания с целостной личностью позволяет понять их как активные в полном смысле этого слова".

Применение деятельностного подхода в теории познания, разработанное философами, психологами и педагогами, как раз и является, на наш взгляд, конкретизацией теории отражения применительно к исследованию многообразных механизмов формирования и развития научного знания; позволяет видеть, как формируются, совершенствуются и развиваются представления человека о мире и его месте в нем; дает возможность за знанием как результатом обнаружить механизмы познавательной деятельности. Как справедливо отмечает Э.Г. Юдин, "в современном познании . понятие деятельности играет ключевую методологически центральную роль, поскольку с его помощью дается универсальная характеристика мира". Именно в деятельности, в активном изменении и преобразовании налично данного бытия природного, социального и духовного реализуется человеческий способ отношения к миру. Это дает нам возможность рассматривать активное познание действительности через процесс отражения, в плоскости внутренней деятельности субъекта, который всегда опосредован определенным механизмом ориентации компонентов организма в среде (ориентация вектора активности), включающим в себя видовой опыт организма, прижизненно сформированные программы поведения, отражающие особенности индивидуального опыта, сконцентрированные в субъективном образе с целью воспроизведения объектов внешнего мира путем их сравнения. Несоответствие идеального субъективного образа и образа действительности порождает внутренние противоречия, которые приводят в направленное синтезирующее движение все компоненты структуры индивида для подготовки организма к внешней деятельности, начиная вырабатывать деятельное отношение субъекта к объекту познания. При этом необходимо учитывать тот факт, что любой объект, прежде чем быть предметом познавательной деятельности, выступает вначале предметом чувственно-практической преобразующей деятельности, т.е. чувственные впечатления приобретают статус психического образа как начала регулятора познавательной деятельности. Условием возникновения чувственного образа является наличие стимуляции (С), вызывающей ускоренную готовность организма, а значит, и психическую активность (внутреннюю) к восприятию тех или иных раздражителей. Стимул понимается нами как " .объективное явление, действующее на человека (или животное) и вызывающее ответные реакции". Появление чувственного образа становится первоначальным толчком к внутренней деятельности индивида, адекватной активности с целью ответной реакции (Р) организма на его включение во внешнюю деятельность (Д). Вышесказанное можно выразить следующей схемой:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Обучение школьников методам страховки
Под страховкой следует понимать готовность преподавателя своевременно оказать помощь исполнителю упражнений в случае неудачного выполнения. Страховка имеет немаловажное психологическое значение, особенно при выполнении упражнений, связанных с риском. Варианты страховки используются в зависимости от ...

Формы и методы экологического образования дошкольников
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье. Для создания и улучшения развивающей среды в семье ...

Основные направления работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением речи
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явле ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru