Во время занятий ребенок вслушивается в слова и звуки, интонационно выделяет звуки в словах, определяет место звука в слове, различает на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирает слова на заданный звук.
Затем дети знакомились с материализованными моделями слов (схемами). Здесь они учились выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.
В процессе непосредственной работы над различением букв широко используются такие приемы:
•складывание букв из составляющих их элементов (игра «Собери (составь) букву»);
•«переделка» одной буквы в другую (игра «Переделай букву»);
•вылепливание смешиваемых букв из пластилина;
•письмо смешиваемых букв в воздухе (опора на более сохранный в данном случае двигательный анализатор);
•вырезание букв из бумаги или картона;
•обводка контуров букв;
•узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве («перевернутых», «положенных на бок» и пр.) – игра «Зеркало»;
•узнавание букв, наложенных друг на друга;
•узнавание букв, написанных разными шрифтами (печатные, рукописные, заглавные, строчные, стилизованные);
•письмо смешиваемых или неправильно изображаемых ребенком букв под диктовку (на заключительных этапах работы).
Все эти виды упражнений преследуют одну и ту же цель: привлечь внимание ребенка к особенностям начертания сходных букв, к имеющимся в них различиям и тем самым помочь ему усвоить правильное их написание. Было дано достаточное количество письменных упражнений в правильном написании букв.
Задачи
контрольного этапа:
· оценить уровень изменений в развитии звуковой стороны речи;
· сравнить начальные и конечные показатели и выявить изменения.
Задания для контрольного опроса распределены аналогично опросу №1:
1- на выявление уровня фонематического восприятия;
2- определение умения выделять отдельные звуки;
3- на выявление умения определять порядок звуков в слове;
4- умения различать звуки по их качественным характеристикам;
5- умения соотносить звуки и буквы.
Результаты повторного обследования:
Повторное диагностирование уровня развития глагольных форм показало следующее:
Таблица 1.
Показатели развития звуковой стороны речи детей старшей логопедической группы на контрольном этапе исследования
ФИ |
Задание |
Баллы | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
Полина А. |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
8 |
Илья Б. |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9 |
Мария Б. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
7 |
Елизавета Г. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Дмитрий Г. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
9 |
Владимир Г. |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
7 |
Полина Г. |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
7 |
Дмитрий Д. |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
8 |
Вячеслав Д. |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
9 |
Дарья Е. |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
Прочие статьи:
Изучение развития речевой моторики у старших дошкольников
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МДОУ II категории №28 в старшей группе. Группу посещают 19 детей, 8 из них, имеют речевые нарушения и посещают занятия логопеда на логопедическом пункте они и составили экспериментальную группу. В контрольную группу вошло также 8 детей из парал ...
Дидактическая игра как метод пропедевтической работы с детьми 5-6 лет с ОНР
Дидактические игры - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д.и. впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли. В отечественной педагогической практике в 1940-50-е гг. Д.и. рассматривались преиму ...
Принцип построения диагностического материала
Задачей нашей работы было создание методики диагностики учебной инициативы в конце младшего школьного возраста. Можно выделить два типа основных новообразований, которыми характеризуются достижения каждого из детских возрастов: новообразования, которые связаны с осоением новой предметности (для мла ...