Теоретические основы физического воспитания младших школьников

Страница 2

Величайший мыслитель Англии Джон Локк (1632-1704), теоретик физической культуры джентльменов, считал обязательным условием воспитания крепкое физическое развитие. Его педагогические концепции были проникнуты стремлением соединить англо-французские аристократические традиции и мировоззрение нового класса промышленной и торговой буржуазии. Человеку прежде всего, считал он, необходимо укрепление здоровья, систематический уход за телом, целенаправленные физические тренировки, приятные манеры и уверенность. Основной упор в физическом воспитании делал на плавание, верховую езду, фехтование, борьбу и танцы. Однако в вопросах, касающихся видов физических упражнений, постоянно появляется его классовый, пуританский подход, направленный против спортивных состязаний. Физические упражнения он рассматривал, как средство укрепления здоровья, единоборство – как средство самозащиты.

«… Постоянно упражняйте тело, сделайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным…»– Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Идеи Ж.Ж. Руссо относительно физического воспитания определялись потребностями независимо от наследственных и сословных привилегий воспитания – воспитание закаленной, сильной молодежи.

По его мнению, всякая общественная проблема происходит от человеческого зла, а зло в свою очередь – от слабости человека. Чем больше приучается ребенок бороться с силами свободной природы, тем более ловким он вырастет. Руссо был первым, кто признал необходимость тренировать органы чувств. В своих предложениях он подчеркивал важность развития деятельности, направленной на преодоление естественных препятствий, как карабканье на деревья, перелезание через каменные стены, прыжки с камня на камень, перенос различных тяжестей, заплывы.

Основой физического развития, по его мнению, должны быть детские подвижные игры и физические упражнения .

Руссо встроил в свою систему и взгляды других мыслителей. У Локка он заимствовал тот принцип, что любовь к физическому труду, к подвижности следует прививать уже в детстве. В связи с педагогической ценностью игр он в целом придерживался мнения Коменского, хотя последний признавал воспитательную ценность только тех игр, которые сопровождаются физическими испытаниями и побуждают решать самостоятельные задачи.

Идеи французского просвещения, связанные с физическим воспитанием, впервые попытался осуществить на практике педагог И.Г. Песталоцци (1746-1825). Он вступал на стезю педагогики под влиянием Ж.Ж. Руссо. Он выдвинул теорию, согласно которой, человек рождается с заложенными в нем определенными способностями. По его мнению, цель воспитания сводилась к развитию этих способностей путем упражнений, в течение жизни человек не может приобрести никаких задатков, если они не были заложены в нем при рождении. Это его ошибочное мнение омертвляло роль живой практики в воспитании человека. Однако во взглядах Песталоцци были и прогрессивные мысли. Им был разработан аналитический метод физического воспитания: при физических упражнениях он предлагал постепенный переход от более простых форм движения более сложным. К простым (элементарным) движениям относил движения в суставах, поэтому основой физического основания считал гимнастические упражнения.

Таким образом, выдающиеся педагоги – мыслители XVI – XVII в.в. уже ясно представляли необходимость всестороннего развития личности, состоящей в себе образованность и физическое совершенство.

«…Движение – вместо лекарства служить может…», говорил М.В.Ломоносов.

О древних славянах Н.М.Карамзин в «Истории Государства Российского» писал: «…Народные игры и потехи, доныне разнообразные в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье в запуски, - остались также памятником их древних забав».

Великий полководец А.В.Суворов, страстный почитатель народных игр, говорил: «…Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь – это глазомер, битою бью – это быстрота, битою выбиваю – это натиск».

Л.Н.Толстой: «При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие–то, и ночь проводится без сна».

Проблемы физического воспитания и развития в России занимали важное место в трудах выдающихся русских педагогов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Экологическая культура
В наши дни все большую роль в системе образования играет экологическое воспитание и образование. И это вполне объяснимо, ибо современное общественное развитие характеризуется осознанием того, что необходимо оздоравливать окружающую природную среду. Кризисное состояние окружающей среды вызывает сего ...

Современная ситуация в области профориентационной работы
В настоящее время, среди требований, предъявляемых к школьной системе, обострилось требование формирования навыков поведения в современной динамичной и конкурентной среде, где требуется принятие и реализация самостоятельных решений. По данным собственных исследований А.Г. Каспаржак говорит, что вып ...

Похвала
Не следует думать, что существующие поощрения не эффективны, что они “не работают”. Даже положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение — это совсем немало, ибо улыбка и теплое слово, как хлеб, никогда не надоедают. Приветливое и радушное лицо педагога — это поистине педагогичес ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru