Теоретические основы физического воспитания младших школьников

Страница 2

Величайший мыслитель Англии Джон Локк (1632-1704), теоретик физической культуры джентльменов, считал обязательным условием воспитания крепкое физическое развитие. Его педагогические концепции были проникнуты стремлением соединить англо-французские аристократические традиции и мировоззрение нового класса промышленной и торговой буржуазии. Человеку прежде всего, считал он, необходимо укрепление здоровья, систематический уход за телом, целенаправленные физические тренировки, приятные манеры и уверенность. Основной упор в физическом воспитании делал на плавание, верховую езду, фехтование, борьбу и танцы. Однако в вопросах, касающихся видов физических упражнений, постоянно появляется его классовый, пуританский подход, направленный против спортивных состязаний. Физические упражнения он рассматривал, как средство укрепления здоровья, единоборство – как средство самозащиты.

«… Постоянно упражняйте тело, сделайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным…»– Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Идеи Ж.Ж. Руссо относительно физического воспитания определялись потребностями независимо от наследственных и сословных привилегий воспитания – воспитание закаленной, сильной молодежи.

По его мнению, всякая общественная проблема происходит от человеческого зла, а зло в свою очередь – от слабости человека. Чем больше приучается ребенок бороться с силами свободной природы, тем более ловким он вырастет. Руссо был первым, кто признал необходимость тренировать органы чувств. В своих предложениях он подчеркивал важность развития деятельности, направленной на преодоление естественных препятствий, как карабканье на деревья, перелезание через каменные стены, прыжки с камня на камень, перенос различных тяжестей, заплывы.

Основой физического развития, по его мнению, должны быть детские подвижные игры и физические упражнения .

Руссо встроил в свою систему и взгляды других мыслителей. У Локка он заимствовал тот принцип, что любовь к физическому труду, к подвижности следует прививать уже в детстве. В связи с педагогической ценностью игр он в целом придерживался мнения Коменского, хотя последний признавал воспитательную ценность только тех игр, которые сопровождаются физическими испытаниями и побуждают решать самостоятельные задачи.

Идеи французского просвещения, связанные с физическим воспитанием, впервые попытался осуществить на практике педагог И.Г. Песталоцци (1746-1825). Он вступал на стезю педагогики под влиянием Ж.Ж. Руссо. Он выдвинул теорию, согласно которой, человек рождается с заложенными в нем определенными способностями. По его мнению, цель воспитания сводилась к развитию этих способностей путем упражнений, в течение жизни человек не может приобрести никаких задатков, если они не были заложены в нем при рождении. Это его ошибочное мнение омертвляло роль живой практики в воспитании человека. Однако во взглядах Песталоцци были и прогрессивные мысли. Им был разработан аналитический метод физического воспитания: при физических упражнениях он предлагал постепенный переход от более простых форм движения более сложным. К простым (элементарным) движениям относил движения в суставах, поэтому основой физического основания считал гимнастические упражнения.

Таким образом, выдающиеся педагоги – мыслители XVI – XVII в.в. уже ясно представляли необходимость всестороннего развития личности, состоящей в себе образованность и физическое совершенство.

«…Движение – вместо лекарства служить может…», говорил М.В.Ломоносов.

О древних славянах Н.М.Карамзин в «Истории Государства Российского» писал: «…Народные игры и потехи, доныне разнообразные в землях славянских: борьба, кулачный бой, беганье в запуски, - остались также памятником их древних забав».

Великий полководец А.В.Суворов, страстный почитатель народных игр, говорил: «…Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь – это глазомер, битою бью – это быстрота, битою выбиваю – это натиск».

Л.Н.Толстой: «При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие–то, и ночь проводится без сна».

Проблемы физического воспитания и развития в России занимали важное место в трудах выдающихся русских педагогов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Анализ действующих учебно-методических комплексов по русскому языку для 5-6 классов с точки зрения представленности в них материала для работы над лексическими нормами
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам и одним из направлений является овладение нормами русск ...

Типология и структура уроков
В каждом уроке можно выделить его основные элементы (звенья, этапы), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют таким образом построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т.е. его структуру. Под с ...

Учебно-тематический план раздела «Художественная обработка ткани»
Учащиеся должны знать: - возможности техники вязания на спицах, материалы и инструменты; - свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей; правила подбора спиц для вязания; - условные обозначения, применяемые при вязании на спицах; - технология вязания на двух и пяти спицах; - спосо ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru