Теоретические основы физического воспитания младших школьников

Страница 3

Много внимания уделил вопросам физического воспитания и развития выдающийся педагог К.Д.Ушинский (1824 – 1870). Ему принадлежит приоритет в совершенно новом подходе к проблеме образования и воспитания человека. К.Д.Ушинский считал, что процессу образования и воспитания человека должно предшествовать всестороннее его изучение. Педагогический процесс должен постоянно базироваться на знании физиологии и психологии ребенка. Процесс умственного воспитания был неразрывно связан с физическими упражнениями. По его мнению, физические упражнения должны быть на каждом уроке, тогда умственная деятельность станет более эффективной. К.Д.Ушинский подчеркивал, что при физическом воспитании необходимо использовать народные игры, как наиболее доступные детям .

Огромный вклад в развитии теории физического воспитания и развития внес русский педагог, анатом и врач П. Ф. Лесгафт (1837 – 1909). Он писал: «Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим дня…».

П. Ф. Лесгафт является признанным основоположником научной системы физического воспитания в России. Он считал, что физическое воспитание должно продолжаться всю жизнь, потому важно с детства учить ребенка сознательно усваивать физические упражнения, уметь рационально, то есть с наименьшей затратой сил, но с наибольшим эффектом, пользоваться ими. По мнению П. Ф. Лесгафта, принцип осознанности при обучении является необходимым условием для гармонического развития личности, осмысленность своих физических действий помогает ребенку рационально использовать свои силы. В физическом воспитании рекомендовал больше применять ходьбу, бег, прыжки, метание, гимнастические упражнения, путешествия. Разученные движения должны закрепляться в подвижной игре.

Идеи П. Ф. Лесгафта продолжил его ученик, выдающийся деятель, В. В. Периневский (1857 – 1937). Придавая огромное значение влиянию физических упражнений, на все органы тела и особенно центральной нервной системы. Особенно ценными являются его положение взаимосвязи физического и эстетического воспитания.

В.А.Сухомлинский бесспорно является учителем учителей, учивший науке и искусству воспитания. Много трудов посвятил он процессу обучения младших школьников: «Забота о здоровье – это важнейший труд учителя. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течении четырех лет обучения, то добрая половина их – о здоровье». В.А.Сухомлинский считал, что суть физического воспитания в том, чтобы оно способствовало духовному развитию. Через физическую закалку - к духовной стойкости, твёрдости, мужеству. Эти теоретические выводы Александр Васильевич подтвердил практикой в своей «Школе радости» для дошкольников и учащихся первых четырёх лет обучения. Забота о человеческом здоровье, утверждал ученый, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно – гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил. Физическое воспитание на фоне общего гармонического развития – вот еще один тезис В.А.Сухомлинского.

Исследование ученых показали, что проблемой, является недостаточная двигательная активность детей, связанная с сокращением из года в год времени пребывания детей на свежем воздухе, с уменьшением их игровой и в целом двигательной активности.

Специалисты и педагоги по физическому воспитанию (Матвеев А.П., Мельников С.Б., Литвинов Е.Н., Степаненкова Э.Ю., Качашкин Б.М., Ашмарин Б.А. и другие) считают, что целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.

По мнению А.П.Матвеева, целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннее совершенствование свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и качественных качеств, характеризующих общественную, активную личность, обеспечить на этой основе подготовленность к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.

По мнению Степаненковой Э.Ю., физическое воспитание – целенаправленный педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства. Оно не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и придает ему как общечеловеческие, так и национально–культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием учителя. Физическое воспитание способствует гармоническому развитию личности ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Педагогическая антропология как наука
Чрезмерное обилие разнообразной информации, полученной антропологами во всех концах света, привело как к дифференциации внутри самой науки о происхождении видов, вычленению из нее самостоятельных научных направлений, так и к возрастанию интереса к человеку со стороны других гуманитарных наук и возн ...

Опытно-экспериментальная работа по выявлению проблем социализации старших подростков из опекунских семей в условиях кадетской школы
В данном параграфе мы исследуем процесс социализации старших подростков в условиях кадетской школы на примере Кадетской школы-интерната г.Читы, расположенной по адресу: г.Чита, ул. 3-я Кооперативная.Также мы исследовали психическое состояние подростков: наличие тревожности, агрессии.В данном исслед ...

Диагностика уровня сформированности бережливости у детей младшего школьного возраста
Исходя из того, что наиболее эффективным способом получения информации о количественных изменениях показателя деятельности и поведения объекта в результате воздействия на него управляемых и контролируемых фактов, является педагогический эксперимент, был применен этот метод. Целью опытно - исследова ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru