Теоретические основы физического воспитания младших школьников

Страница 1

Возрастные особенности младших школьников«Движение строит орган» - древнее высказывание.

На самых разных этапах развития человечества борьба за существование диктовала свои законы.

Игровая теория возникла из наблюдений за природой. Английские философы Г.Спенсер и Ф.Шиллер на рубеже XIX и XX столетий утверждали, что человек, подобно животному играет, бегает, прыгает, потому что избыток сил, имеющийся у него, необходимо израсходовать.

На клинописных табличках, на стенах древнеегипетских пирамид ученые обнаружили изображения более 400 видов физических упражнений и игр.

«Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай…» - высекли когда-то на камне древние греки.

Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости. Именно явления упражняемости стали основой физического воспитания.

Высказывание Гиппократа: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

Французский философ и педагог-просветитель Жан Жак Руссо (1712-778) в трактате «Эмиль или о воспитании» (1762г.) советовал развивать у детей двигательные навыки и умения, используя полную свободу движений, игры, купание в холодной воде.

Когда ребенок играет в волан, он приучает глаз к точности; когда он пускает кубарь, он напрягает свою силу, употребляя ее в дело, но ничему не научается. Я не раз спрашивал, почему детям не предлагают тех же самых игр, изощряющих ловкость, которыми занимаются взрослые, - игры в мяч, в шары, лапту, музыку.

Чешский мыслитель – гуманист, педагог, придерживавшийся пансофических взглядов, Я.А. Коменский (1592-1670) уделял значительное влияние физическому воспитанию и развитию.

Он считал, что без физического воспитания немыслимо нормальное духовное развитие. В книге «Мир чувственных вещей в картинах» он ярко выразил возможные формы физического воспитания, высказал смелую для того времени мысль, что любого ребенка, независимо от его происхождения, можно воспитать, как всесторонне развитого, физически крепкого человека. Позже он обобщил свой педагогический опыт в книге «Энциклопедия видимого мира».

Коменский обращал большое внимание на формирование системы физических упражнений. Правильно выбранные и дозированные физические движения не только облегчают сохранение здоровья, но и помогают переносить усталость, связанную со школьными занятиями. В связи с введением в школах расписания уроков он предложил, чтобы более длительные перемены и часть послеобеденного времени использовались педагогами для занятий физическими упражнениями, тренировок и в то же время для воспитательной работы. Среди подвижных игр он выделял те, которые считал полезными, дополняя их в соответствии с требованиями военной подготовки того времени: бегом, прыжками, борьбой, плаванием и попаданием копьем в кольцо. На основании приведенных рисунков дидактического характера, описаний, педагогических советов, можно сделать вывод о том, что он последовательно применял принцип наглядности и в области физического воспитания. Коменский предписывал сначала показывать физические упражнения, чтобы их могли выполнять без всякой опасности для жизни.

В педагогике Коменского роль различных игр и физических упражнений не ограничивались физической подготовкой, они выполняли важную функцию и с точки зрения духовного и этического воспитания. Он указал на достоинства соревнований, способствующих формированию человеческого характера.

На основе указаний Коменского в учебных заведениях внедрялась такая система гуманистических ценностей, этики физической культуры, которая в гуманном виде, начиная со второй половины XIX века, оказала влияние на разработку норм проведения соревнований, теперь уже нацеленных на достижение высоких результатов.

Вклад Коменского в развитие школьного физического воспитания составляет целую эпоху. Благодаря сформулированному им требованию о соблюдении ритмического чередования труда и отдыха, собранному богатому материалу о физических упражнениях, стремлению к согласованию физического и иного рода воспитания, он способствовал созданию основ современного физического воспитания в школе.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Содержание теоретической готовности учителя
Содержание теоретической готовности учителя нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний, как же отмечалось, не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему ...

Развитие словаря и словообразования в онтогенезе
Развитие словаря у ребенка, с одной стороны, тесно связано с развитием мышления и др. психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием предст ...

Сущность и понятие интеграции основного и дополнительного образования. Нормативно-правовая основа
Интеграция основного и дополнительного образования имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личность и доказывает, что без внутренней мотивации, стимулирования саморазвития, субъектных отношений невозможно осуществить реформирование, модернизацию образовательной системы. Инте ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru