Психолого-педагогический аспект

Страница 2

В подростковом возрасте активно совершается самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем – процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.

Установки (направленность) на полноту, прочность, точность запоминания материала первых уроков алгебры вызывают определённые формы активной мыслительной деятельности, что приводит соответственно к полному, точному, прочному запоминанию. Влияние этих установок на учащихся в возрасте 11-12 лет усиливается по мере овладения приёмами мыслительной деятельности.

Одни учителя систематически опрашивают учащихся по пройденному материалу, другие чрезмерно часто ограничиваются опросом только по теме, изучаемой в данный момент. Естественно, в первой ситуации у учащихся возникают установки на длительное, во второй – на кратковременное запоминание изучаемого материала. Эти установки в первой ситуации вызывают у учащихся данного возраста такие формы активной мыслительной деятельности, которые способствуют длительному прочному запоминанию материала. А далее его сохранение в памяти обеспечивается ещё и повторением. Наоборот, во второй ситуации материал и запоминается ненадолго (по той же закономерности), и реже повторяется в дальнейшем, что приводит к его быстрому забыванию.

Материал относительно большого объёма усваивается неохотно.

Отдельные параграфы школьных учебников математики содержат материал чрезмерно большого объёма. В результате учащимся часто предлагают прочитать к уроку по 1,5-2 и более страниц из учебника. Такие задания многие учащиеся не выполняют. Они либо совсем не читают материал этих параграфов, либо просматривают одни только формировки. Чтобы исключить это негативное явление, надо каждый раз указывать, какой материал из данного параграфа учебника следует изучить, а какой можно опустить или прочитать как дополнительный.

На прочность усвоения учебного материала большое влияние оказывают мотивы деятельности учащихся, их интерес к изучаемой теме, к предмету, осознание значимости, важности данного материала, устойчивые интересы и потребности, положительные эмоции, возникающие при успешном усвоении материала, отрицательные эмоции, вызванные переживаниями, чувством стыда или досады на себя из-за невнимательности, временных неудач при выполнении посильного задания.

Отсюда следует хорошо известная учителям рекомендация о необходимости развития у школьников интереса к математике, тем более на первых уроках алгебры, усиления у них чувства ответственности и т. д.

Определённый уровень понимания материала – необходимое условие запоминания.

Эта закономерность соответствует дидактическому принципу сознательности и хорошо известна учителям, но на практике соблюдается далеко не всегда. Подтверждением этому служит такой широко распространённый вид фронтального опроса, при котором учащиеся воспроизводят одно за другим ряд определений и теорем, не сопровождая их примерами применениями. Вне применения – значит без должного понимания. В результате многие учащиеся прибегают к зубрёжке и, несмотря на многократные повторения на уроках и тех же формулировок, не запоминают их. Выходит, что подобный фронтальный опрос, проводимый для проверки знаний и с целью повторения, приносит мало пользы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Особенности опекунской семьи как формы попечительства
Основные социальные проблемы детей вызваны их объективным психофизиологическим статусом и состоянием общества, в котором они живут. Ограничение права жить в семье и воспитываться родителями , зафиксированное в российском и международном законодательстве, обусловлено нестабильностью современного сем ...

Методические рекомендации по организации детского движения на современном этапе
В процессе написания выпускной квалификационной работы нами была проанализирована педагогическая, методическая и специальная литература по теме исследования, а так же обобщен опыт работы детской общественной экологической организации «Маленький принц» МОУ лицея № 24 г. Грязи Липецкой области. На ос ...

Чувство музыкального ритма
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, н ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru