В подростковом возрасте активно совершается самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем – процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.
Установки (направленность) на полноту, прочность, точность запоминания материала первых уроков алгебры вызывают определённые формы активной мыслительной деятельности, что приводит соответственно к полному, точному, прочному запоминанию. Влияние этих установок на учащихся в возрасте 11-12 лет усиливается по мере овладения приёмами мыслительной деятельности.
Одни учителя систематически опрашивают учащихся по пройденному материалу, другие чрезмерно часто ограничиваются опросом только по теме, изучаемой в данный момент. Естественно, в первой ситуации у учащихся возникают установки на длительное, во второй – на кратковременное запоминание изучаемого материала. Эти установки в первой ситуации вызывают у учащихся данного возраста такие формы активной мыслительной деятельности, которые способствуют длительному прочному запоминанию материала. А далее его сохранение в памяти обеспечивается ещё и повторением. Наоборот, во второй ситуации материал и запоминается ненадолго (по той же закономерности), и реже повторяется в дальнейшем, что приводит к его быстрому забыванию.
Материал относительно большого объёма усваивается неохотно.
Отдельные параграфы школьных учебников математики содержат материал чрезмерно большого объёма. В результате учащимся часто предлагают прочитать к уроку по 1,5-2 и более страниц из учебника. Такие задания многие учащиеся не выполняют. Они либо совсем не читают материал этих параграфов, либо просматривают одни только формировки. Чтобы исключить это негативное явление, надо каждый раз указывать, какой материал из данного параграфа учебника следует изучить, а какой можно опустить или прочитать как дополнительный.
На прочность усвоения учебного материала большое влияние оказывают мотивы деятельности учащихся, их интерес к изучаемой теме, к предмету, осознание значимости, важности данного материала, устойчивые интересы и потребности, положительные эмоции, возникающие при успешном усвоении материала, отрицательные эмоции, вызванные переживаниями, чувством стыда или досады на себя из-за невнимательности, временных неудач при выполнении посильного задания.
Отсюда следует хорошо известная учителям рекомендация о необходимости развития у школьников интереса к математике, тем более на первых уроках алгебры, усиления у них чувства ответственности и т. д.
Определённый уровень понимания материала – необходимое условие запоминания.
Эта закономерность соответствует дидактическому принципу сознательности и хорошо известна учителям, но на практике соблюдается далеко не всегда. Подтверждением этому служит такой широко распространённый вид фронтального опроса, при котором учащиеся воспроизводят одно за другим ряд определений и теорем, не сопровождая их примерами применениями. Вне применения – значит без должного понимания. В результате многие учащиеся прибегают к зубрёжке и, несмотря на многократные повторения на уроках и тех же формулировок, не запоминают их. Выходит, что подобный фронтальный опрос, проводимый для проверки знаний и с целью повторения, приносит мало пользы.
Прочие статьи:
Необходимость работы по правовому воспитанию
В школьные годы учащиеся должны хорошо знать законодательные акты, которые им адресованы. Имеется в виду Конституция России, законодательство об ответственности несовершеннолетних за нарушение правопорядка. Эти правила переплетаются со следующими требованиями нравственного поведения: выполнять сове ...
Особенности формирования фонематического восприятия у
дошкольников с ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР – это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематическо ...
Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Задачи деятельности классного руководителя: – формирование и развитие коллектива класса; – создание благоприятных психолого-педагогических услов ...