Психолого-педагогический аспект

Страница 6

Внимание к деятельности может возникнуть и усилиться под влиянием одного или нескольких из следующих условий: а) относительной интенсивности раздражителей; б) их относительной новизны; в) неожиданности их появления; г) контраста между ними; д) ожидания определённых событий или впечатлений; е) при наличии положительных или отрицательных эмоций.

Главное в работе учителя – умение поддерживать внимание учащихся, особенно на первых уроках, длительное время. Перечислим соответствующие условия.

Необходимыми условиями длительного сохранения послепроизвольного внимания являются посильность выполняемой деятельности, наличие соответствующих знаний, умений и навыков.

Достаточными условиями длительного поддержания внимания являются одно или несколько из следующих условий: а) выполняемая деятельность значима для человека; б) у него имеется чувство ответственности за её успешное завершение; в) она совпадает с направлением постоянных интересов человека либо становится для него интересной хотя бы только в данный момент.

Внимание к деятельности усиливается, если выполняется хотя бы одно из условий: а) имеют место активные умственные усилия; б) углубляется понимание соответствующего материала; в) возрастает уверенность; г) возникают новые идеи, открытия.

Известно также, что ученики в возрасте 11-12 лет могут быть невнимательными даже при наличии у них необходимых знаний и умений.

Нередко мы встречаемся с такими случаями, когда внимание учащихся на уроке начинает ослабевать. Ясно, что учителю необходимо принимать меры. В этом случае могут быть полезны следующие условия:

Внимание к деятельности ослабевается, если: а) задание непосильно; б) теряется уверенность; в) работа совершается в чрезмерно быстром или медленном темпе; г) она сводится к однообразным операциям; ж) исчезает интерес к ней; е) выполняемая работа слишком проста.

Таким образом, на уроке учитель не должен забывать о психологических и возрастных особенностях детей, должен заинтересовывать их в деятельности, делать обучение не только познавательным, но и интересным, увлекательным и занимательным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Прочие статьи:

Воспитание как общественное и педагогическое явление. Цели и ценности гуманистического воспитания
Воспитание – рассматривается в пед-ке в широком и в узком смысле. В широком – это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. В узком – это целенаправленная деят-ть по формированию у детей системы качеств лич-ти, взглядов и убеждений. Воспитание яв-ся двусторонним процессом ...

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находившимися в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие п ...

Общая характеристика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – 7-11 лет. Ведущая деятельность в этом возрасте – учение. Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия. «Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешно ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru