Таким образом, по первому показателю "Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника" наблюдается:
у шести детей - пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника;
у четырех - периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника.
Это характеризует интерес к сверстнику, обостренную чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему.
По второму показателю "Характер участия в действиях сверстника" наблюдается:
у шести детей - позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает);
у трех - демонстративные оценки (сравнивает с собой, говорит о себе);
у одного - негативные оценки (ругает, насмехается).
То есть одновременно наблюдается окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой).
По третьему показателю "Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику":
у семерых детей - адекватная реакция - радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Дети способны к сопереживанию и сорадованию;
у трех детей - частично адекватная реакция - согласие, как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого.
По четвертому показателю "Характер и степень проявления просоциальных форм поведения":
у четырех детей - безусловная помощь - ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. В некоторых случаях это происходит по просьбе сверстника, в некоторых - по собственной инициативе ребенка. Здесь другой ребенок выступает как партнер;
у четырех - прагматическая помощь - в этом случае дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами;
у двоих детей - провокационная помощь - дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали.
Сравнительное соотношение результатов по данной методике показано на Рис. 2.
Рис. 2 Соотношение результатов по каждому показателю
Таким образом, на основе данной методики можно сделать вывод, что у большинства исследуемых детей по каждому показателю преобладает самый высокий уровень, что свидетельствует о положительном эмоциональном настрое детей по отношению друг к другу, готовности откликнуться, прийти на помощь, эмпатийности.
На основе проведенного нами исследования, сделаем выводы:
Исследуемую группу посещают дети с нормальным показателем развития мышления.
Результаты методики "Что здесь лишнее?" показали, что 53,3% испытуемых детей имеют средний уровень развития мышления. 46,7% приходится на высокий уровень. По результатам методики "Раздели на группы" 80% детей со средним уровнем развития мышления. На высокий уровень приходится 20% детей. По результатам задания на умение моделировать объект высокий уровень показали 46,7% детей, средний - 40%, ниже среднего - 13,3%.
Исходя из результатов беседы с воспитателем, мы выяснили, что его роль в организации развивающей среды велика. Анализ развивающей среды также показал, что в группе имеется необходимое оборудование, материалы, игрушки для развития мышления старших дошкольников. Но при анализе плана воспитательно-образовательной работы в группе выяснилось, что дидактической игре на развитие мышления в образовательном процессе отводится небольшое значение. Таким образом, ДОУ располагает большими возможностями по созданию такого педагогического условия развития мышления детей как развивающая среда, но они не реализуются в полной мере. Мы считаем, что развивающая среда с позиции развития мышления детей может быть дополнена некоторыми элементами.
Проведенное наблюдение на выявление межличностных отношений показало, что в группе преобладает позитивный эмоциональный настрой по отношению к сверстнику и благоприятная обстановка, располагающая к формированию гуманных межличностных отношений между детьми. По результатам методики "Два домика" очевидно преобладание положительных выборов по отношению к сверстникам. Все дети получили примерно равное количество положительных выборов. Результаты методики "Одень куклу" показали, что у большинства детей по каждому показателю преобладает высокий уровень, что свидетельствует о сформированности гуманных межличностных отношений.
Прочие статьи:
Модель внеклассных занятий по программе
«Экономическое воспитание школьников»
Огромные возможности в экономическом просвещении школьников в превращении этих знаний в личные убеждения таит в себе внеклассная работа. В процессе внеклассной работы ученики привлекаются к разнообразной практической деятельности, которая способствует формирований у них прочных практических экономи ...
ПК-оказание псих-ой помощи псих-ки здоровым людям
ПК-оказание псих-ой помощи псих-ки здоровым людям, в разрешении рал-го рода внутрилич-х и межлич-х проблем в процессе спец организ-го взаимодействия. Спецификой ПК явл акцент на диалогичность, основана на инф-ом обмене м/у псих-ом-консул-ом и теми людьми, отн-но кот исп-ют консул-е. Кл-ом ПК может ...
Характеристика этапов постановки решения учебной задачи
Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий. Логическую характеристику этих действий дает В.В. Давыдов: преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенно ...