Затем мы подсчитали, полученные каждым ребенком, положительные и отрицательные выборы, нашли и подсчитали взаимные выборы. При анализе и интерпретации результатов этой методики симпатии и антипатии ребенка напрямую связывались с размещением сверстников в красном и черном домиках.
Рассмотрим сравнительный анализ результатов методики "Два домика":
количество положительных выборов равно 30 выборам;
количество отрицательных выборов - 5 выборам;
количество взаимных положительных выборов - 11.
А именно:
по два положительных выбора получили трое детей;
по три положительных выбора - четверо детей;
по четыре положительных выбора - у троих детей;
у пятерых детей - по одному отрицательному выбору.
Старшие дошкольники, выступавшие в качестве испытуемых, намного чаще делают положительные выборы по отношению друг к другу, нежели отрицательные, очевидно преобладание положительных выборов по отношению к окружающим сверстникам.
При анализе результатов методики важным показателем является взаимность выборов детей. Все дети получают примерно равное количество положительных выборов. Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы.
Из этого следует, что данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений и является наиболее благоприятной.
Далее при выявлении уровня сформированности межличностных отношений детей мы использовали методику "Одень куклу".
Всех детей, выступавших в роли испытуемых, мы разделили на две подгруппы по пять человек.
Каждый ребенок должен нарядить бумажную куклу. При этом все детали одежды перепутаны. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. По окончании работы взрослый оценивает каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.
При обработке данных учитываются следующие показатели поведения детей, которые оцениваются по соответствующим шкалам: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника, характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу".
Результаты методики показаны в таблице 7.
Таблица 7.
Шкала показателей поведения детей
|
Показатели поведения детей |
Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника |
Характер участия в действиях сверстника |
Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику |
Характер и степень проявления просоциальных форм поведения |
|
ФИ | ||||
|
Оля С. |
3 |
3 |
2 |
3 |
|
Даша П. |
2 |
2 |
3 |
3 |
|
Света К. |
2 |
3 |
3 |
3 |
|
Егор Д. |
2 |
3 |
2 |
2 |
|
Сева Т. |
3 |
2 |
3 |
1 |
|
Оля И. |
3 |
2 |
3 |
2 |
|
Равиль И. |
3 |
3 |
3 |
2 |
|
Данил К. |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
Никита Г. |
2 |
3 |
3 |
1 |
|
Таня А. |
3 |
3 |
3 |
2 |
Прочие статьи:
Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на
уроке физической культуры
Интерес – это осознанное избирательное положительное отношение к чему-либо, побуждающее человека проявлять активность для познания интересующего его объекта. Интерес характеризуется широтой, глубиной, устойчивостью, мотивированностью, действительностью. Интересы учащихся к уроку физической культуры ...
Задания на различение силы звука
Дети слушают, как педагог ударяет — тихо или громко — по пластинке металлофона («падают капли дождя», «идет сильный дождь»), показывают руки при громкой музыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или громко, в соответствии со звучанием. Все перечисленные выше задания обеспечивают последоват ...
Изображения
сказочных персонажей и животных
С данными изображениями можно работать так же, как с изображениями отдельных людей. Группировать их можно по разным признакам. Можно использовать признаки, указанные в предыдущей группе изображений, можно придумать новые, построенные на оппозициях: добрые – злые, привычные – непривычные, универсаль ...