Таким образом, по первому показателю "инициативность" мы видим следующее:
у одного ребенка из десяти - слабая инициативность (редко проявляет активность и предпочитает следовать за сверстниками;
у шести детей - средняя (часто проявляют инициативу, но при этом не видна настойчивость);
у трех - высокая (активно привлекают окружающих детей к своим действиям, предлагают разные варианты взаимодействия).
По второму показателю "чувствительность к воздействиям сверстников":
у пяти детей из десяти - средний уровень (не всегда отвечают на предложения сверстников);
у остальных пяти детей - высокий уровень (с удовольствием откликаются на инициативу сверстников).
По показателю "эмоциональный фон":
у одного из десяти испытуемых наблюдается негативный эмоциональный фон;
у пяти - нейтрально-деловой;
у четырех - позитивный эмоциональный фон.
Из этого следует, что неразвитая потребность в общении со сверстниками присутствует у одного ребенка из десяти. Данный ребенок воспитывается в семье, которая относиться к статусу неполной. У остальных - нормальный уровень развития потребности в общении. У половины детей из испытуемых чувствительность к воздействиям сверстника на среднем уровне, у другой половины - на высоком. Способность слышать и видеть другого, реагировать на нег присутствует у всех испытуемых детей. Негативный эмоциональный фон выявлен у одного ребенка. У остальных детей преобладает нейтрально-деловой и позитивный эмоциональный фон, т.е. нормальный эмоциональный настрой по отношению к сверстнику.
В качестве второго метода для выявления межличностных отношений детей со сверстниками мы использовали методику "Два домика", целью которой является исследование межличностных отношений у детей дошкольного возраста, выявление симпатий и антипатий.
Во время индивидуальной беседы ребенку показывались картинки с двумя домиками. Один из них - большой, красивый, красного цвета. Другой - маленький, невзрачный, черного цвета. Ребенок должен был определить, кого из сверстников в какой дом он бы поселил.
Все выборы мы заносили в социометрическую таблицу 6.
Таблица 6.
Социометрическая таблица выборов
ФИ |
Оля С. |
Даша П. |
Света К. |
Егор Д. |
Сева Т. |
Оля И. |
Равиль И. |
Данил К. |
Никита Г. |
Таня А. |
Оля С. |
+ |
+ |
_ |
+ | ||||||
Даша П. |
+ |
+ |
+ |
_ |
+ | |||||
Света К. |
+ |
+ | ||||||||
Егор Д. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
Сева Т. |
+ |
+ | ||||||||
Оля И. |
+ |
+ |
+ | |||||||
Равиль И. |
+ |
+ |
+ | |||||||
Данил К. |
+ |
+ |
_ |
+ | ||||||
Никита Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
_ | |||||
Таня А. |
+ |
+ |
_ |
Прочие статьи:
Обследование фонематического восприятия со стертой дизартрией
ФФНР при минимальных дизартрических нарушениях, являясь сходным по проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеет свой специфический механизм. Оно с большим трудом подвергается коррекции, в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей. Тщательное сопоставл ...
Понятие "активная деятельность" в
психолого-педагогической литературе
Учебная деятельность является специфической, ведущей деятельностью младшего школьника. В ней ребенок овладевает отдельными способами учебных действий, у него развиваются познавательные интересы, формируется социальная активность. Учебная деятельность - это особый вид деятельности, отличный от други ...
Периодизация возрастного развития
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющее в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются совокупностью многих условий. Это и система треб ...