Для создания в группе позитивного настроя и формирования гуманных межличностных отношений мы рекомендуем методы с максимальным включением игровых моментов (см. проект "Развития мышления детей старшего дошкольного возраста").
Эффективность изучения межличностных отношений в группе зависит от правильного выбора используемых методов. Для изучения межличностных отношений используются основные методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа. Из экспериментальных методов широко развиты социометрические методики. Используются для изучения межличностных отношений и анализ продуктов деятельности, в частности анализ детского рисунка. Этот метод основан на принципе единства сознания и деятельности: что переживает ребенок, чувствует, как относится к другим, можно увидеть из его рисунков. К тому же у рисунка много положительных сторон: процесс рисования оказывает растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, прост в применении.
Таким образом, воспитатель несет большую ответственность при организации условий для развития мышления дошкольников. Очень важно соблюдать все условия и рекомендации для более эффективного результата.
Таким образом, из данной главы следует:
На основе проведенного исследования в констатирующем этапе эксперимента можно полагать, что у детей старшей группы детского сада, выступавших в качестве испытуемых, наблюдается нормальное развитие мышления, соответствующее возрасту.
Анализ развивающей среды, беседа с воспитателем группы, анализ плана работы показали, что в ДОУ создаются необходимые условия для гармоничного развития каждого ребенка, но требуются некоторые дополнения. Проведенное методики на выявление межличностных отношений показали, что в группе преобладает позитивный эмоциональный настрой по отношению к сверстнику и благоприятная обстановка, располагающая к формированию гуманных межличностных отношений между детьми.
В разработанном нами проекте "Развития мышления детей старшего дошкольного возраста" мы смоделировали психолого-педагогические условия с целью повышения уровня развития мышления детей, а также возможностей ДОУ по развитию мышления старших дошкольников.
В поисковом этапе эксперимента мы провели семинар-практикум с педагогами детского сада, где представили наш проект с целью оценки его эффективности. Семинар-практикум показал, что проект целесообразно использовать в практике ДОУ при решении задач развития мышления старших дошкольников.
Для повышения уровня развития мышления старших дошкольников необходимо опираться на методические рекомендации, в частности на материал, представленный нами в проекте.
В ходе проведенного нами исследования осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Научная литература изучена достаточно глубоко и в полном объеме по исследуемой проблеме. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:
Мышление на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. В старшем дошкольном возрасте процессу развития мышления детей необходимо уделять особое внимание, так как именно в этом возрасте ребенок постепенно переходит к новой ведущей деятельности - учебной. В литературе мышление трактуется по-разному. Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение в игре, правильно организованной развивающей среде и благоприятном микроклимате в окружении сверстников. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. Решение задач развития мышления дошкольников невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Сформированность межличностных отношений представляет собой фактор развития других показателей готовности к школьному обучению. Поэтому создание благоприятного микроклимата в группе детского сада, гуманизация отношений между детьми - особое условие развития мышления старших дошкольников.
Прочие статьи:
Организация эмпирического исследования и методики исследования
Экспериментальная работа проведена в следующей последовательности. На первом этапе исследования произведен теоретический анализ проблемы экспериментальной деятельности в экологическом образовании дошкольников. Проблема экологического образования представлена в работах А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, ...
Экологическая культура
В наши дни все большую роль в системе образования играет экологическое воспитание и образование. И это вполне объяснимо, ибо современное общественное развитие характеризуется осознанием того, что необходимо оздоравливать окружающую природную среду. Кризисное состояние окружающей среды вызывает сего ...
Метод обучения. Понятие. Классификация
Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И, несмотря на это проблема методов обучения, как в теории обучения, ...