Для создания в группе позитивного настроя и формирования гуманных межличностных отношений мы рекомендуем методы с максимальным включением игровых моментов (см. проект "Развития мышления детей старшего дошкольного возраста").
Эффективность изучения межличностных отношений в группе зависит от правильного выбора используемых методов. Для изучения межличностных отношений используются основные методы изучения психики ребенка: наблюдение, эксперимент, беседа. Из экспериментальных методов широко развиты социометрические методики. Используются для изучения межличностных отношений и анализ продуктов деятельности, в частности анализ детского рисунка. Этот метод основан на принципе единства сознания и деятельности: что переживает ребенок, чувствует, как относится к другим, можно увидеть из его рисунков. К тому же у рисунка много положительных сторон: процесс рисования оказывает растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, прост в применении.
Таким образом, воспитатель несет большую ответственность при организации условий для развития мышления дошкольников. Очень важно соблюдать все условия и рекомендации для более эффективного результата.
Таким образом, из данной главы следует:
На основе проведенного исследования в констатирующем этапе эксперимента можно полагать, что у детей старшей группы детского сада, выступавших в качестве испытуемых, наблюдается нормальное развитие мышления, соответствующее возрасту.
Анализ развивающей среды, беседа с воспитателем группы, анализ плана работы показали, что в ДОУ создаются необходимые условия для гармоничного развития каждого ребенка, но требуются некоторые дополнения. Проведенное методики на выявление межличностных отношений показали, что в группе преобладает позитивный эмоциональный настрой по отношению к сверстнику и благоприятная обстановка, располагающая к формированию гуманных межличностных отношений между детьми.
В разработанном нами проекте "Развития мышления детей старшего дошкольного возраста" мы смоделировали психолого-педагогические условия с целью повышения уровня развития мышления детей, а также возможностей ДОУ по развитию мышления старших дошкольников.
В поисковом этапе эксперимента мы провели семинар-практикум с педагогами детского сада, где представили наш проект с целью оценки его эффективности. Семинар-практикум показал, что проект целесообразно использовать в практике ДОУ при решении задач развития мышления старших дошкольников.
Для повышения уровня развития мышления старших дошкольников необходимо опираться на методические рекомендации, в частности на материал, представленный нами в проекте.
В ходе проведенного нами исследования осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Научная литература изучена достаточно глубоко и в полном объеме по исследуемой проблеме. Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать следующие выводы:
Мышление на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. В старшем дошкольном возрасте процессу развития мышления детей необходимо уделять особое внимание, так как именно в этом возрасте ребенок постепенно переходит к новой ведущей деятельности - учебной. В литературе мышление трактуется по-разному. Развитие мышления ребенка происходит в ходе его предметной деятельности и общения, освоения общественного опыта. Для развития мышления у ребенка определяющую роль играет целенаправленное обучение в игре, правильно организованной развивающей среде и благоприятном микроклимате в окружении сверстников. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. Решение задач развития мышления дошкольников невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Сформированность межличностных отношений представляет собой фактор развития других показателей готовности к школьному обучению. Поэтому создание благоприятного микроклимата в группе детского сада, гуманизация отношений между детьми - особое условие развития мышления старших дошкольников.
Прочие статьи:
Значение развития мелкой моторики для формирования речи детей младшего
дошкольного возраста
В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он управляет своими руками, причём зависимость эта очень сложная: развитие центральной нервной системы позволяет ребёнку соотнести то, что он видит и слышит, с направлением и траекторией движения, которые он осуществляет, а со ...
Психолого-педагогическая
характеристика старшегодошкольного возраста
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регламентируют нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами деятельности, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возр ...
Задания на различение силы звука
Дети слушают, как педагог ударяет — тихо или громко — по пластинке металлофона («падают капли дождя», «идет сильный дождь»), показывают руки при громкой музыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или громко, в соответствии со звучанием. Все перечисленные выше задания обеспечивают последоват ...