Анализ результатов, представленных в таблице позволил сделать следующие выводы: уровень развития навыков подбора синонимов и антонимов к словам различных частей речи у детей с дизартрией сформирован недостаточно. При подборе синонимов наименьшие затруднения вызвал подбор слов, обозначающих эмоциональные состояния "радостный - веселый", "хмурый - грустный". Наибольшие затруднения вызвали задания, направленные на подбор синонимов к словам, обозначающим действия.
При выполнении задания, направленного на подбор антонимов, наименьшие затруднения вызвали определения расстояния, температуры, веса и оценки. Ни один из обследованных детей ни показал результатов соответствующих возрастной норме. Необходимо отметить, что в большинстве случаев антонимы образовывались детьми путем добавления приставки "не" (легкий - нелегкий, далеко - недалеко).
Максимальное количество баллов, которое может набрать каждый ребенком после выполнения всех заданий, составляет 46, что характеризует объем словарного запаса как соответствующий возрастной норме. Средний уровень сформированности лексического строя составляет 23 балл. Общие данные по каждому ребенку представлены в таблице 6.
Таблица 6. Обобщенные результаты выполнения заданий
№ п/п |
Имя ребенка |
Общий балл по результатам выполнения заданий |
Уровень развития активного словарного запаса |
1 |
Алеша М. |
15 баллов |
Низкий |
2 |
Дима П. |
23 балла |
Средний |
3 |
Ангелина С. |
22 балла |
Ниже среднего |
4 |
Максим З. |
12 баллов |
Низкий |
5 |
Егор М. |
9 баллов |
Очень низкий |
6 |
Лиза Д. |
30 баллов |
Средний |
Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 3.
Рис.3. Обобщенные результаты выполнения заданий по каждому ребенку
Анализируя данные, представленные в таблице 6 и на рисунке 3, можно сделать следующие выводы: объем активного словарного запаса большинства дошкольников со стертой формой дизартрии характеризуется как несоответствующий возрастной норме, при этом у двоих детей объем активного словаря характеризуется как низкий (Алеша М. и Максим З.), у одного - как очень низкий (Егор М.). У одного ребенка объем активного словаря ниже среднего (Ангелина С.). У двоих детей определен средний объем активного словаря (Дима П., Лиза Д.).
Таким образом, обобщая результаты поведенного исследования активного словаря детей со стертой формой дизартрии можно сделать следующие выводы: дети неточно употребляют слова, не знают части предметов, заменяют названия действии словами близкими по ситуации, название предмета заменяют названием действия, характеризующим его значение, затрудняются в названии цветов, формы предметов, путаются в определении частей суток и времен года. Дети старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии испытывают затруднения при подборе обобщающих слов, заменяют обобщение перечислением. Навыки словообразования у большинства детей оказываются несформированными или уровень их развития находится на предельно низком уровне. Также характерной особенностью данной группы детей являются трудности в подборе синонимов и антонимов.
Прочие статьи:
Сущность заикания
Заикание - мучительное, тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив. Вот почему воспитателю следует серьезно задуматься над средствами устранения у сво ...
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме
познавательной деятельности учащихся при теме дипломной работы
“Социально-экономическое положение Ингушетии XVII -
первой полов
Анализ психолого-педагогической литературы мы проводим по проблемам познавательной деятельности учащихся, вопросам обучаемости и уровням познавательных возможностей учащихся. Перечень литературы не выдержан хронологически; он скорее подчиняется концепции рассмотрения выше перечисленных проблем в ме ...
Особенности принятия роли в игре
Прежде чем перейти к вопросу о принятии роли в игре рассмотрим основные понятия ролевой игры. Роль – это образ существа (человека, животного) или предмета, который ребенок изображает в игре. Ролевое (игровое) действие – это деятельность ребенка в роли. Определенная комбинация, последовательность ро ...