Анализ результатов, представленных в таблице позволил сделать следующие выводы: уровень развития навыков подбора синонимов и антонимов к словам различных частей речи у детей с дизартрией сформирован недостаточно. При подборе синонимов наименьшие затруднения вызвал подбор слов, обозначающих эмоциональные состояния "радостный - веселый", "хмурый - грустный". Наибольшие затруднения вызвали задания, направленные на подбор синонимов к словам, обозначающим действия.
При выполнении задания, направленного на подбор антонимов, наименьшие затруднения вызвали определения расстояния, температуры, веса и оценки. Ни один из обследованных детей ни показал результатов соответствующих возрастной норме. Необходимо отметить, что в большинстве случаев антонимы образовывались детьми путем добавления приставки "не" (легкий - нелегкий, далеко - недалеко).
Максимальное количество баллов, которое может набрать каждый ребенком после выполнения всех заданий, составляет 46, что характеризует объем словарного запаса как соответствующий возрастной норме. Средний уровень сформированности лексического строя составляет 23 балл. Общие данные по каждому ребенку представлены в таблице 6.
Таблица 6. Обобщенные результаты выполнения заданий
№ п/п |
Имя ребенка |
Общий балл по результатам выполнения заданий |
Уровень развития активного словарного запаса |
1 |
Алеша М. |
15 баллов |
Низкий |
2 |
Дима П. |
23 балла |
Средний |
3 |
Ангелина С. |
22 балла |
Ниже среднего |
4 |
Максим З. |
12 баллов |
Низкий |
5 |
Егор М. |
9 баллов |
Очень низкий |
6 |
Лиза Д. |
30 баллов |
Средний |
Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 3.
Рис.3. Обобщенные результаты выполнения заданий по каждому ребенку
Анализируя данные, представленные в таблице 6 и на рисунке 3, можно сделать следующие выводы: объем активного словарного запаса большинства дошкольников со стертой формой дизартрии характеризуется как несоответствующий возрастной норме, при этом у двоих детей объем активного словаря характеризуется как низкий (Алеша М. и Максим З.), у одного - как очень низкий (Егор М.). У одного ребенка объем активного словаря ниже среднего (Ангелина С.). У двоих детей определен средний объем активного словаря (Дима П., Лиза Д.).
Таким образом, обобщая результаты поведенного исследования активного словаря детей со стертой формой дизартрии можно сделать следующие выводы: дети неточно употребляют слова, не знают части предметов, заменяют названия действии словами близкими по ситуации, название предмета заменяют названием действия, характеризующим его значение, затрудняются в названии цветов, формы предметов, путаются в определении частей суток и времен года. Дети старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии испытывают затруднения при подборе обобщающих слов, заменяют обобщение перечислением. Навыки словообразования у большинства детей оказываются несформированными или уровень их развития находится на предельно низком уровне. Также характерной особенностью данной группы детей являются трудности в подборе синонимов и антонимов.
Прочие статьи:
Психологические теории
в изучении педагогических ошибок
Впервые систематизация существующих подходов в психологии к ошибкам человека была проведена в работе Н.А. Носова, которая стала основой разработки психологии виртуальных реальностей. Несмотря на некоторые различия в анализируемых подходах, в целом ошибка определяется как результат действия, соверше ...
Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6
классе основной общеобразовательной школы
Итак, в речи учащихся 5-6 классов часто встречаются нарушения лексических норм, поэтому нужна постоянная и систематическая работа с данным видом нормы на уроках русского языка, что поможет, с нашей точки зрения, избежать хотя бы самых распространенных речевых (лексических) ошибок. В ходе педагогиче ...
Типология и структура уроков
В каждом уроке можно выделить его основные элементы (звенья, этапы), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют таким образом построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т.е. его структуру. Под с ...