При выполнении всех заданий дети испытывали значительные затруднения, при этом наибольшие сложности вызвало выполнение задания на подбор обобщающего слова (номинативный словарь), чаще дети ограничивались лишь перечислением предметов. Однако, даже простое перечисление слов, относящихся к таким категориям как "Дикие птицы", "Домашние птицы", "Времена года", "Деревья", "Цветы", "Ягоды", "Части суток" дети осуществляли с трудом.
При выполнении задания "Кто как подает голос?" дети чаще воспроизводили звукоподражания, не называя самого глагола (гогочет - га-га-га, кукарекает). Характерной особенностью использования предикативного словаря является недифференцированное употребление глаголов ("идет" вместо "ползет", "скачет").
Также трудности вызвали задания, направленные на подбор прилагательных обозначающих вкус, вес, размер, температуру.
Таким образом, многие общеупотребительные слова не входят в активный словарь детей со стертой дизартрией.
Наглядно полученные результаты представлены на рис.1.
Рис.1. Результаты обследования объема активного словарного запаса
Результаты обследования навыков словообразования
Результаты обследования навыков словообразования представлены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты обследования навыков словообразования
№ п/п |
Имя ребенка |
Балльная оценка выполнения задания |
Всего | ||||
Образование прилагательных от существительных |
Образование уменьшительно-ласкательных существительных |
Образование названий детенышей | |||||
Относительные |
Качественные |
Притяжательные | |||||
1 |
Алеша М. |
1 балл |
0 баллов |
0 баллов |
3 балла |
1 балл |
5 баллов |
2 |
Дима П. |
1 балл |
1 балл |
0 баллов |
3 балла |
3 балла |
8 баллов |
3 |
Ангелина С. |
1 балл |
1 балл |
0 баллов |
3 балла |
3 балла |
8 баллов |
4 |
Максим З. |
0 баллов |
0 баллов |
0 баллов |
2 балла |
2 балла |
4 балла |
5 |
Егор М. |
0 баллов |
0 баллов |
0 баллов |
2 балла |
1 балл |
3 балла |
6 |
Лиза Д. |
2 балла |
3 балла |
1 балл |
3 балла |
4 балла |
13 баллов |
Всего |
5 баллов |
5 баллов |
1 балл |
16 баллов |
14 баллов |
Средний балл: 6,8 |
Прочие статьи:
Основные направления работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего
дошкольного возраста с нарушением речи
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явле ...
Методика Н.А. Чевелевой
В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А. Чевелева в своем пособии пр ...
Сравнение показателей уровня готовности к школе в контрольной группе по
данным констатирующего и диагностирующего замера
№ п/п членов контрольной группы Показатели уровня готовности к школе: констатирующий замер Ранг Показатели уровня готовности к школе: диагностический замер Ранг 1 20,0 15,5 21,0 19,0 2 19,0 10,0 19,0 10,0 3 21,0 19,0 21,0 19,0 4 18,0 4,5 18,0 4,5 5 17,0 1,5 17,0 1,5 6 18,0 4,5 17,0 1,5 7 20,0 15,5 ...