1. Определения педагогической импровизации
Автор |
Определение |
Кан-Калик В. А. |
а) средство уточнения творческого процесса учителя, корректировки его взаимодействия с учащимися; б) творчество педагога во время его непосредственного общения с детьми, в момент осуществления в классе его педагогического замысла, творчество на основе интерпретации материала подготовленного урока в сегодняшних обстоятельствах деятельности, в свете настоящих педагогических установок и ощущений учителя. |
Загвязинский В. И. |
Способность педагога быстро и верно оценивать ситуацию, принимать решение сразу, без развернутого логического рассуждения |
Берикханова Л. Ю. |
Объективная, диалектическая необходимая форма и способ преобразующей деятельности педагога, заключающаяся в органичном воплощении первоначального замысла и принятых непосредственно в процессе обучения новых, педагогически целесообразных решений, оперативном приведении в соответствие педагогического проекта урока с реальными условиями протекания учебно-воспитательного процесса и творческими возможностями педагога в целях повышения уровня обученности, развитости, воспитанности учащихся. |
Харькин В. Н. |
а) Интуитивно-логический процесс сиюминутного создания и исполнения практически значимых элементов творческой деятельности; б) сиюминутно воспроизводимый, логически завершенный самоценный фрагмент педагогической деятельности. |
Сляднев А. А. |
Педагогически значимое законченное творческое действие, оперативно разрешающее противоречие между педагогическим замыслом и реальными объективными и субъективными условиями его реализации в учебно-воспитательном процессе, в котором рождение идеи и ее публичное воплощение совпадают во времени. |
Рыданова И. И. |
Модифицирование педагогом своего речевого поведения, а при необходимости и его перестройка, побуждаемая спонтанно возникающими ситуациями, сиюминутными реакциями учащихся, динамикой общения с ними. |
Булатова О. С. |
Способность педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки учащихся, принимать решения сразу, порой без предварительного логического рассуждения, на основе предшествующего опыта, педагогических знаний, эрудиции и интуитивного поиска и органично воплощать его в общении с детьми, продуктивно действовать в меняющихся обстоятельствах деятельности, чутко реагируя на изменения, корректируя собственную деятельность. |
Педагогический энциклопедический словарь |
Быстрое и гибкое реагирование на возникающие педагогические задачи, целью которого является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания; одно из средств преодоления формализма в общении. |
Педагогика: Большая современная энциклопедия |
Деятельность учителя (преподавателя), воспитателя, осуществляемая в ходе педагогического общения, без предварительного осмысления; быстрое, гибкое и адекватное реагирование на возникновение педагогической задачи. |
Варианты классификации педагогической импровизации (А.А. Сляднев)
Основания дифференцирования видов педагогической импровизации |
Виды педагогической импровизации |
Количество активных субъектов импровизационного действия |
- моноимпровизация - полиимпровизация |
Цели использования импровизационного действия |
- управление - коррекция - получение обратной связи - привлечение внимания и др. |
Ведущий язык импровизационного действия |
- вербальная - невербальная - смешанная |
Результативность влияния на учебно-воспитательный процесс |
- с положительным эффектом - с отрицательным эффектом - смешанного эффекта |
Форма импровизационного действия |
- доказательство - дополнение - отвлечение - игра и т.д. |
Степень ограничения внешними и внутренними условиями |
- регламентированная - нерегламентированная - частично регламентированная |
Прочие статьи:
Умственное развитие в младшем школьном возрасте
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей; так, память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие –думающим. Благодаря такому мы ...
Роль и место политехнических основ в разделе
В процессе претворения в жизнь политехнического принципа в обучении школьников решается большой круг проблем. Политехническое образование в школе является одной из важнейших составных частей учебно-воспитательного процесса. При изучении основ наук учащиеся должны ознакомиться в теории и на практике ...
Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
Для определения эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован следующий диагностический материал. Задание 1. Перед каждым ребенком положили 2 листа бумаги. На одном с нарисованы в ряд кружочки, на другом изображены семена. Экспериментатор: Это болотце с коч ...