Исходя из того, что наиболее эффективным способом получения информации о количественных изменениях показателя деятельности и поведения объекта в результате воздействия на него управляемых и контролируемых фактов, является педагогический эксперимент, был применен этот метод.
Целью опытно - исследовательской работы явилось выявление педагогических путей и средств воспитания бережливости младших школьников.
Участниками этой работы были:
1группа - учащиеся 3 класса МОУ СОШ № 17 г. Армавира, в составе 10 детей. В данной группе обучение велось по традиционной форме, т. е. дисциплины «экономика» дети не изучали ;
2 группа - учащиеся 3 класса МОУ СОШ № 11 г. Армавира, в составе 10 детей. В данной группе обучение проводилось по системе Л. В. Занкова, дети изучают дисциплину «экономика».
Опытно - исследовательская работа проводилась в 3 этапа:
1. Констатирующий этап. На этом этапе производился срез знаний и умений учащихся на основе проведенных с ними бесед, тестовых заданий. Были разработаны критерии и показатели уровня экономического воспитания младших школьников.
2. Формирующий этап. На данном этапе детям были предложены задания, направленные на экономическое воспитание, в том числе на формирование бережливости младших школьников.
3. Контрольный этап. В процессе этого этапа проводился контрольный срез знаний и умений учащихся начальной школы.
1. Этап. Констатирующий эксперимент .
В экспериментальных группах определялась сформированность экономически значимых качеств школьников, в том числе и по категории «бережливость. В ходе эксперимента были применены следующие средства:
Диагностическая беседа со школьниками об экономике семьи
В начале констатирующего этапа эксперимента у учащихся был выявлен уровень информированности об экономике. С этой целью детям была предложена Анкета №1, в которой детям нужно было дать определения некоторым понятиям, связанных с экономикой. Также детям предлагалось дать определение таким понятиям, как "потребности", "нужда", "желание", "рынок", "деньги", "банк", "конкуренция", "акция", "фирма", "доход". Многие учащиеся дали вполне правильные определения.
Интересные определения многие дети дали слову "акция". Вот некоторые из них:
-это как бы замена денег;
- переведя их, получишь деньги;
- это как деньги.
Учащиеся принимали участие в обсуждении вопроса "Что такое деньги?". Обобщая все сказанное в процессе обсуждения, выяснилось, что деньги - это:
1 экспериментальная группа :
- очень полезная вещь
- на них мы покупаем себе все
- очень нужная вещь, без которой нельзя жить
-на них люди содержат себя
2 экспериментальная группа:
- валюта, благодаря которой мы можем приобрести нужную нам вещь
- что человек зарабатывает на работе
- средство для обмена на товары.
Большее беспокойство вызвало слово "потребности". В первой группе учащиеся не смогли дать определение данного понятия. Во второй экспериментальной группе только 20% из 100% опрошенных дали более или менее правильные определения:
- нужда в чем – то;
- когда тебе что- то нужно;
- когда надо что -то срочно
На констатирующем этапе дети вовлекались в диагностическую беседу об экономике. "Экономика" в переводе с греческого буквально означает "искусство бережного ведения домашнего хозяйства" и с детьми была проведена беседа, в ходе которой удалось выяснить какие обязанности дети выполняют по дому, а также на приусадебном участке. Каждый ребенок в классе рассказывал о том, как он помогает маме, папе, дедушкам и бабушкам, в чем старается быть бережливым. Наиболее распространенными были следующие ответы:
- Мою посуду, стараюсь не разбить;
- Убираю свою комнату, чтобы все вещи лежали на своих местах и не терялись, не портились;
Прочие статьи:
Формирование целостного образовательного пространства
в СОШ №10 Наримановского района на основе интеграции основного и дополнительного
образования
Основное и дополнительное образование должны быть звеньями одной цепи - к такому выводу коллектив школы №10 Наримановского района пришёл давно. Именно поэтому данная проблема является ключевой в деятельности школы и решается путём интеграции основного и дополнительного образования. Для достижения п ...
Значение творчества Шацкого для советской педагогики
Творчество Шацкого — предмет пристального внимания не только советских педагогов, но и западноевропейских ученых. В современной западной литературе предпринимаются попытки изобразить Шацкого как последователя Л. Н. Толстого, педагогической системы Д. Дьюи и сторонника теории свободного воспитания. ...
Самоанализ уроков истории
Наш урок начался со звонком, класс построился на начало урока и поприветствовали меня стоя после приветствия учащихся мной. Командир класса Иванова Анастасия доложила о количестве отсутствующих, и после этого я разрешил учащимся присаживаться. Взглядом провожу по учащимся, их внешнему виду и готовн ...