Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями

Статьи об образовании » Социальные проблемы детей с ограниченными возможностями

Страница 2

В настоящее время накоплен достаточно богатый опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях научного знания, в том числе и социально-экономической. Особое внимание уделяется анализу причин возникновения детской инвалидности детей с ограниченными возможностями и изучению проблем их адаптации к условиям социума.

Социальная обусловленность основных проблем детей с ограниченными возможностями рассматривается с позиций теории социального неравенства и классов К.Маркса, теории социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина, М.Вебера, структурного функционализма Т.Парсонса, социальной теории Р.Мертона, иерархической теории потребностей А.Маслоу, экономического подхода к объяснению социальных явлений и процессов Г.Беккера.

По П.Сорокину, под социальной мобильностью понимается любой переход индивида от одной социальной позиции к другой. Поэтому процесс социальной реабилитации и включения в общество детей с ограниченными возможностями представляется как восходящая вертикальная мобильность, когда индивид, преодолевая все барьеры и границы между группами, повышает свой социальный статус, т.е. достигает полной социальной адаптации.

По мнению М.Вебера, социальное поведение индивидов объясняется не ориентацией на признанные значимыми социальные нормы и ценности, а тем, что данный тип поведения больше всего соответствует естественным интересам индивида. Причем, чем более рациональным является поведение людей, тем больше сходных черт в нем можно обнаружить. В связи с этим и возникает устойчивое единообразие моделей поведения представителей конкретной социальной группы.

Согласно модели Т.Парсонса, структуры иерархии экономических ролей, исполняемых членами общества, находятся на разных уровнях общественной лестницы и обладают не только определенными правами, но и являются объектами действия полномочий других субъектов экономической деятельности. Данная модель важна в обосновании социально-экономической политики в процессе социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.

Общеметодологическое значение для изучения данной проблемы имеют труды Р.Мертона, который на основе структурного функционализма разработал методологический подход для анализа конкретных социальных явлений и процессов с помощью эмпирических исследований.

Теория иерархии потребностей и мотивации А.Маслоу помогает определить социальные условия, необходимые для реализации человеческих потребностей, а именно: свобода слова, свобода выбора деятельности, свобода на самовыражение и получение информации, право на самозащиту которые обеспечивают самоактуализацию и личную независимость человека, формируют высокую способность личности к социальной адаптации и устойчивости к неблагоприятным изменениям социальной среды.

Труды Г.Беккера раскрывают экономический подход к решению социальных проблем общества путем инвестиций в человеческий капитал, который помогает осветить проблему социальной адаптации детей-инвалидов в свете несоответствия равных прав, предоставленных государством, и разных возможностей доступа различных социальных групп общества к социально-экономическим ресурсам.

Теоретико-методологическое обоснование разрабатываемая нами тема получила в работах Г.Зиммеля, Р. Парка, согласно которым возможно рассматривать инвалидность с позиций маргинальности, представляющей маргинала как одинокого, чуждого странника, прокладывающего свой путь на границе двух культур. Исследования Э.Дюркгейма позволяют раскрыть социальную сущность явления инвалидности и зависимость девиантного поведения детей с ограниченными возможностями от социально-экономических и социокультурных условий, сложившихся в обществе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Логопедическая работа по преодолению нарушений словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Целью формирующего эксперимента было развитие словообразования и словоизменения посредством дидактических игр При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольников. Материал формирующего эксперимента представлен ниже. Игры для закрепления формы множественного числа: ...

Положение детей – социальных сирот в современной России
В современных условиях количество детей, оставшихся без попечения родителей, возрастает с каждым годом. Сиротство – проблема, которая крайне остро стоит перед нашим обществом. Наиболее трагичен то факт, что стремительно растет количество брошенных новорожденных младенцев, которые наиболее чувствите ...

Типы классного руководства
Сейчас имеется несколько типов классного руководства: – учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; – классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат. ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru