Социокультурный анализ положения детей с ограниченными возможностями базируется на теории стигматизации И.Гоффмана, интерпретирующей отклонение не как набор характеристик индивида или группы, а как процесс взаимодействия между людьми с отклонениями и людьми без отклонений.
Проблемы социализации детей-инвалидов исследованы с привлечением теорий зарубежных авторов: Ж.Пиаже, М.Мид, З.Фрейда, Э.Гидденса, Н.Смелзера, А.Шюца.
Известно, что социализация представляет собой сложный процесс усвоения индивидом господствующих в обществе норм, правил поведения и ценностей, формирования у него качеств личности, активного субъекта социального взаимодействия в обществе. Теоретическими источниками исследования в этой области являются теории когнитивного развития Ж.Пиаже, психологического анализа З.Фрейда, основанного на уравновешивании подсознательных порывов и сознания в процессе социализации ребенка, исследованиях М.Мид по воспитанию детей, концепции матернальной депривации Э.Гидденса, психологии социализации Н.Смелзера, феноменологии А.Шюца, теории «обобщенного другого» Дж.Г.Мида, согласно которой ребенок начинает осознавать себя через то, как другие ведут себя по отношению к нему, и постепенно приходит к пониманию «обобщенного другого», общих ценностей и культурных норм.
Изучение проблемы детской инвалидности как предмета теоретических и практических исследований в России, несмотря на актуальность, началось сравнительно недавно. Научные исследования в этой области проводят специалисты разных научных направлений: социологии, психологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Вместе с тем, дети с ограниченными возможностями не рассматривались в качестве самостоятельного объекта изучения, что не нашло должного освещения в отечественной социологии. Многогранность этой темы требует комплексного подхода к решению проблемы детской инвалидности. Задачей социологов при этом является раскрытие социального содержания понятия «ребенок с ограниченными возможностями» и научное обоснование характера социальных связей и взаимоотношений с обществом, позволяющих найти оптимальные пути решения социальных проблем этой группы населения.
В работах М.С.Бедного, А.А.Баранова, Д.И.Зелинской и Л.И.Балевой дана структурная характеристика этой группы населения. О.В.Гринина изучила основные факторы, влияющие на рост детской инвалидности, Н.А.Иванова раскрыла идеологические и правовые основы социальных проблем детей с ограниченными возможностями в период экономических преобразований в стране. Вопросам социально-психологического аспекта социализации детей с ограниченными возможностями посвящены исследования Т.А.Добровольской и Н.Б.Шабалиной. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями были изучены Ю.Н.Мануйловой и Л.Н.Смирновой, Т.И.Черняевой, Д.В.Зайцевым, Е.Р.Ярской-Смирновой, И.И.Лошаковой, П.В.Романовым. Некоторые вопросы социального и трудового становления инвалидов были изучались отечественными учеными А.А.Дыскиным и Э.И.Танюхиной, Н.В.Куваевой, А.Н.Егоровым, А.Осадчих, а также зарубежными исследователями Дж.Холлом, М.Айшервудом, М.Милисентом, А.Финк и др.
Основные направления социализации и социальной защиты детей с ограниченными возможностями нашли свое отражение в работах Н.В.Шапкиной, Э.К. Наберушкиной, Я.А.Кравченко, К.К.Кузьмина, Г.В.Ляпидиевской, Т.Малеевой, С.Васина.
Прочие статьи:
Педагогическая интуиция
1. Уровни педагогической интуиции (С. А. Гильманов) 1. эмпирический. ДОЭМ еще не сложилась, интуитивные решения в основном ошибочны, так как не опираются на специфику педагогической деятельности. Педагогическая интуиция еще не является качеством практической педагогической деятельности; 2. опытно-л ...
История возникновения и
развития аппликации как художественного творчества
Аппликация - это вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу-фон. При этом материалом-основой, как правило, служит дерево, плотная бумага или картон. История аппликации берет свое начало в 18 - начале 19 веков. В это время ...
Психолого-педагогические особенности детей 11-15-летнего возраста
Одна из основных трудностей профессии учителя состоит не только в необходимости знать досконально учебный материал уроков, в умении правильно выбрать и применить методы и приемы преподавания. Столь же важно и умение использовать в своей работе знания о возрастных особенностях учащихся данного возра ...