Народная сказка как средство нравственного воспитания младших школьников

Статьи об образовании » Художественное слово в нравственном воспитании учащихся начальной школы » Народная сказка как средство нравственного воспитания младших школьников

Страница 3

Беседы о прочитанном

Они позволяют выявить степень и правильность понимания текста детьми, скорректировать их восприятие, ответить на детские вопросы. Часто ребята сами вызывают на разговор по поводу прочитанного. В таких беседах дети без труда учатся выделять главное, видеть логику в действиях и поступках персонажей, знакомятся со средствами выразительности, а потом используют их в своей речи, постигают искусство делать выводы, подводить итоги, формулировать вопросы, то есть рассуждать, думать над мотивами поступков героев.

Рассматривание иллюстраций

При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание мы уделяли уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним происходит? Почему он плачет? Почему он смеется?» и т.д.).

Игры-беседы детей с персонажами сказок

После проведения беседы с детьми по содержанию художественного произведения, эта работа может быть продолжена в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления.

Технология О.Л. Кабачек («Ты детям сказку расскажи…») нацеливает учителей на введение детей в сюжет самой сказки («погружение в сказку»). Персонажи сказок могут быть самыми различными: от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, прямо на глазах у ребят вырезанных из картона, бумаги.

Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; топор и березка Люлинька из сказки А. Толстого «Топор»; лиса и заяц из сказки «Лиса, заяц и петух»; Буратино и Карабас-Барабас из сказки «Золотой ключик…» и т.д. Здесь очень важным становится момент «выхода» персонажей к детям, а также те вопросы-обращения, которые они адресуют детям.

Так, после прослушивания русской народной сказки «Крошечка-хаврошечка» к детям могут придти «Рукодельница» и «Ленивица» (из сказки «Мороз-Иванович»), которые не только узнают у детей, чем им понравилась «Крошечка-хаврошечка», но выясняют, почему им не нравится «Ленивица», а также почему они хотят быть похожими на «Рукодельницу». Так, в ходе обсуждения с героями сказки, дети не только уточняют ее содержание, но и высказывают свое отношение к персонажам, а также свое отношение к трудолюбию и лени.

Проблемные ситуации

Игра–беседа становится особенно острой и интересной, если положительный персонаж (например, Рукодельница) выглядит непривлекательно, а отрицательный персонаж (например, Ленивица) имеет нарядный костюм. Тогда предпочтения детей, в ходе выполнения задания выбрать себе друга («Подарить сердечко, вырезанное из бумаги»), проходят проверку через внешнюю красивость. Здесь внутренняя и внешняя красота противопоставлены, что, естественно, затрудняет выбор предпочитаемого персонажа, более точно выявляет нравственные ценности некоторых детей.

В ситуациях, когда некоторые дети выбирают Ленивицу (по ее внешнему виду), эффективен следующий прием. Рукодельница начинает вспоминать хорошие, справедливые поступки несочувствующего ребенка, а Ленивица при этом восхищается нехорошими поступками ребенка и утверждать, что его мнение разделяют герои других сказок, такие, как Карабас–Барабас, Бармалей и т.д. От такой похвалы дети, как правило, отказываются и не желают больше восхищаться красотой отрицательного персонажа, им становится стыдно, неловко, и они с благодарностью и искренним сочувствием выбирают себе в друзья внешне непривлекательный положительный персонаж при полном одобрении других детей. Эти персонажи–куклы могут неоднократно появляться в процессе анализа других сказок, участвовать в различных обсуждениях и иных проблемных ситуациях, возникающих в классе.

Театрализация

В ходе освоения сказочных сюжетов они могут быть использованы и для театрализации. При этом следует неукоснительно придерживаться основного правила: за всех отрицательных персонажей, проявляющих негатив, несущих зло и разрушение, должен говорить только сам учитель, не поручая эти роли никому из детей. Ребята от имени положительных персонажей должны отстаивать добро и справедливость, бороться с отрицательными персонажами, стремиться победить зло. Тем самым происходит присвоение положительных форм поведения, нравственных целей деятельности .

Так, поэтапно осуществляя ознакомление детей с художественной литературой, учителя способствуют не только расширению читательского кругозора, но и формированию нравственно-этических понятий, таких как честность, трудолюбие, дружба и другие, которые формируются в процессе сопереживания, сочувствия положительным героям, активного противостояния отрицательным персонажам.

Таким образом, воспитательная работа педагога на уроках литературного чтения требует вдумчивого и внимательного отношения к художественному слову, к анализу художественных текстов.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Значение нестандартных уроков по предмету "Человеку и мир" в формировании личности младших школьников
Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, эксперементирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, може ...

Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы
Цель: разработать и апробировать программу использования художественной литературы в процессе развития словаря детей 6–7 лет не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности. Задачи: Подобрать произведения художественной литературы, которые педагог будет использоват ...

Характеристика основ политехнического образования
Проблема политехнического образования не нова для отечественной педагогики. Она разрабатывалась Н.К. Крупской, П.П. Блонским, М.М. Пистраком, А.Г. Калашниковым, Н.К. Гончаровым, С.М. Шабаловым и др. В последние десятилетия проведены исследования, посвященные теоретико-методологическим аспектам поли ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru