Беседы о прочитанном
Они позволяют выявить степень и правильность понимания текста детьми, скорректировать их восприятие, ответить на детские вопросы. Часто ребята сами вызывают на разговор по поводу прочитанного. В таких беседах дети без труда учатся выделять главное, видеть логику в действиях и поступках персонажей, знакомятся со средствами выразительности, а потом используют их в своей речи, постигают искусство делать выводы, подводить итоги, формулировать вопросы, то есть рассуждать, думать над мотивами поступков героев.
Рассматривание иллюстраций
При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание мы уделяли уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним происходит? Почему он плачет? Почему он смеется?» и т.д.).
Игры-беседы детей с персонажами сказок
После проведения беседы с детьми по содержанию художественного произведения, эта работа может быть продолжена в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления.
Технология О.Л. Кабачек («Ты детям сказку расскажи…») нацеливает учителей на введение детей в сюжет самой сказки («погружение в сказку»). Персонажи сказок могут быть самыми различными: от тщательно декорированных кукол со всеми присущими им атрибутами до очень условных, прямо на глазах у ребят вырезанных из картона, бумаги.
Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; топор и березка Люлинька из сказки А. Толстого «Топор»; лиса и заяц из сказки «Лиса, заяц и петух»; Буратино и Карабас-Барабас из сказки «Золотой ключик…» и т.д. Здесь очень важным становится момент «выхода» персонажей к детям, а также те вопросы-обращения, которые они адресуют детям.
Так, после прослушивания русской народной сказки «Крошечка-хаврошечка» к детям могут придти «Рукодельница» и «Ленивица» (из сказки «Мороз-Иванович»), которые не только узнают у детей, чем им понравилась «Крошечка-хаврошечка», но выясняют, почему им не нравится «Ленивица», а также почему они хотят быть похожими на «Рукодельницу». Так, в ходе обсуждения с героями сказки, дети не только уточняют ее содержание, но и высказывают свое отношение к персонажам, а также свое отношение к трудолюбию и лени.
Проблемные ситуации
Игра–беседа становится особенно острой и интересной, если положительный персонаж (например, Рукодельница) выглядит непривлекательно, а отрицательный персонаж (например, Ленивица) имеет нарядный костюм. Тогда предпочтения детей, в ходе выполнения задания выбрать себе друга («Подарить сердечко, вырезанное из бумаги»), проходят проверку через внешнюю красивость. Здесь внутренняя и внешняя красота противопоставлены, что, естественно, затрудняет выбор предпочитаемого персонажа, более точно выявляет нравственные ценности некоторых детей.
В ситуациях, когда некоторые дети выбирают Ленивицу (по ее внешнему виду), эффективен следующий прием. Рукодельница начинает вспоминать хорошие, справедливые поступки несочувствующего ребенка, а Ленивица при этом восхищается нехорошими поступками ребенка и утверждать, что его мнение разделяют герои других сказок, такие, как Карабас–Барабас, Бармалей и т.д. От такой похвалы дети, как правило, отказываются и не желают больше восхищаться красотой отрицательного персонажа, им становится стыдно, неловко, и они с благодарностью и искренним сочувствием выбирают себе в друзья внешне непривлекательный положительный персонаж при полном одобрении других детей. Эти персонажи–куклы могут неоднократно появляться в процессе анализа других сказок, участвовать в различных обсуждениях и иных проблемных ситуациях, возникающих в классе.
Театрализация
В ходе освоения сказочных сюжетов они могут быть использованы и для театрализации. При этом следует неукоснительно придерживаться основного правила: за всех отрицательных персонажей, проявляющих негатив, несущих зло и разрушение, должен говорить только сам учитель, не поручая эти роли никому из детей. Ребята от имени положительных персонажей должны отстаивать добро и справедливость, бороться с отрицательными персонажами, стремиться победить зло. Тем самым происходит присвоение положительных форм поведения, нравственных целей деятельности .
Так, поэтапно осуществляя ознакомление детей с художественной литературой, учителя способствуют не только расширению читательского кругозора, но и формированию нравственно-этических понятий, таких как честность, трудолюбие, дружба и другие, которые формируются в процессе сопереживания, сочувствия положительным героям, активного противостояния отрицательным персонажам.
Таким образом, воспитательная работа педагога на уроках литературного чтения требует вдумчивого и внимательного отношения к художественному слову, к анализу художественных текстов.
Прочие статьи:
Игровые занятия с младшими школьниками с ЗПР
Я проводила занятия с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) в коррекционном классе дошкольного учреждения №14 г. Клинцы. Многим детям данной возрастной категории трудно дается выполнение заданий по обобщению и абстрагированию, у них слабо развиты многие психичес ...
Реализация проблемного обучения в системе обучения
математике в начальной школе
На основании теоретического анализа и синтеза мы пришли к выводу, что использование метода проблемного обучения при изучении математики в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности. Для подтверждения или опровер ...
Методика изучения тождественных преобразований
Методические рекомендации. Необходимо иметь в виду, что формирование умений выполнять тождественные преобразования распределяется по всему курсу 7 класса, поэтому в данной теме внимание должно акцентироваться на раскрытии новой терминологии и символики. Понятие тождества и тождественного преобразов ...