Восприятие вербальной агрессии

Страница 3

Проведенный констатирующий эксперимент показал, что наиболее эффективными методами изучения ответных реакций на вербальную агрессию следует считать те, которые не предполагают сознательного участия испытуемых в исследовательском процессе (визуальное наблюдение, анализ диктофонных записей) или допускают его в незначительной степени (проективные методики - ассоциативный эксперимент, методика незаконченных фраз).

Очевидно, возникновение той или иной ответной реакции на речевую агрессию не является случайным, оно определяется рядом факторов, причем как лингвистического, так и экстралингвистического характера. К сожалению, выявление и системное описание закономерностей человеческого поведения в ответ на вербальную агрессию до сих пор не стало предметом самостоятельного научного исследования.

Вероятно, единственным источником отдельных сведений по данному вопросу можно считать работу В.И. Жельвиса, где выделяются некоторые факторы, от которых зависит ответная реакция на агрессию, в частности, вербальную:

1. Социальные, половые, возрастные особенности адресата; 2. Ситуация общения (место, время и т.д.); 3. Обращенность вербальной агрессии (направлена против присутствующего или отсутствующего лица); 4. Отношения говорящих (официальные-дружеские); 5. Установка адресата - "созданная им модель ситуации, обеспечивающая ему критерий существенности" (ее структура и функциональные свойства).

Рассмотрим эти пять условий более подробно применительно к объекту настоящего исследования.

По нашим данным, ответная речевая агрессия у школьников чаще всего имеет место, когда инициатор младше по возрасту или ровесник адресата (одноклассник, брат, сестра), одного с ним пола и когда он занимает ту же или более низкую иерархическую позицию в данном коллективе (школьном классе, подростковой компании и т.п.). Именно такой собирательный словесный портрет можно составить в результате анализа школьных сочинений, данных методики незаконченных фраз и визуального наблюдения. Причем значительная степень константности данных параметров наблюдается у средних, нежели старших школьников.

Для последних же в большей мере важны не столько внешний образ и формальные характеристики "обидчика", сколько его конкретные слова (грубые, оскорбительные, неприятные) и реальная ситуация общения (конфликтная, допускающая вербальную агрессию). В связи с этим, восьмиклассники значительно чаще, чем учащиеся пятых-шестых классов, могут агрессивно ответить, например, на вербальную агрессию учителя (человека, старшего по возрасту, возможно, противоположного пола и имеющего более высокий социальный статус), а также неформального лидера или физически более сильного ровесника.

Что касается особенностей речевой ситуации и взаимоотношений говорящих, то здесь можно констатировать, что ответная вербальная агрессия возникает преимущественно в процессе неофициального общения, когда имеют место дружеские и даже панибратские отношения коммуникантов. Хотя, как уже отмечалось, в последнем случае сделать однозначный вывод о наличии речевой агрессии в изучаемой речевой среде иногда представляется весьма затруднительным, поскольку это может быть просто словесной игрой.

Можно также отметить, что непереходная речевая агрессия, по сравнению с переходной, воспринимается как значительно менее болезненная и иногда даже вполне допустимая, поскольку не носит характера личного выпада. По нашим данным, если такая агрессия и встречает ответную вербальную агрессию, она проявляется в достаточно сглаженных, не очень сильных по "шкале интенсивности" высказываниях: иронических замечаниях, косвенных упреках и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Организация работы на начальном этапе
На начальном этапе главной становится цель – научить читать книгу. Выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в репе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтении одной незнакомой ...

Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка в 5 и 6 классе основной общеобразовательной школы
Итак, в речи учащихся 5-6 классов часто встречаются нарушения лексических норм, поэтому нужна постоянная и систематическая работа с данным видом нормы на уроках русского языка, что поможет, с нашей точки зрения, избежать хотя бы самых распространенных речевых (лексических) ошибок. В ходе педагогиче ...

Методика Н.А. Чевелевой
В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А. Чевелева в своем пособии пр ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru