Таким образом, переходная физическая агрессия почти никогда не является непосредственной и незамедлительной ответной реакцией на речевую агрессию. Чаще всего она выступает как вторичная реакция в том случае, когда использование ответной вербальной агрессии оказывается "неэффективным" способом воздействия на "обидчика".
4. Непереходная физическая агрессия в качестве ответной реакции на речевую агрессию отмечена только в 17% сочинений шестиклассников ("…испишу весь ее стул замазкой"; "выкину его портфель"; "буду кидать его вещи, все у него испорчу" и т.п.) и вообще не диагностировалась в работах учащихся восьмых классов и ответах на незаконченные фразы в обеих возрастных группах. Однако визуальное наблюдение позволяет рассматривать данную реакцию как более распространенную в речевой среде учащихся, хотя и менее осознаваемую самими школьниками.
5. Реакция “ухода-несопротивления”. В сочинениях учащихся она встречается реже прочих - всего в 6% работ в каждой параллели ("не стану обращать внимания"; "уйду в сторону"; "не буду с ним разговаривать" и т.п.). Однако данные применения методики незаконченных фраз свидетельствуют об осознанной склонности к подобному реагированию на речевую агрессию большего числа респондентов, среди которых около 31% пятиклассников и 23% восьмиклассников. По данным визуального наблюдения, подобная реакция на вербальную агрессию имеет место у 10-15% школьников.
При этом данная ответная реакция реализуется в самых разнообразных формах: буквальный уход - отказ от продолжения речевого контакта в форме физического действия ("ухожу"; "отойду в сторону"; "исчезаю" и т.п. как продолжение фразы "Если все против меня, то я ."); отказ от продолжения общения в форме молчания ("молчу в тряпочку"; "промолчу"; "ни с кем не разговариваю" и т.п.); игнорирование ("не обращаю внимания"; "плюю на всех"; "ничего не предпринимаю"; "попытаюсь держаться нейтрально" и т.п.).
6. Попытка установления дружеского или партнерского коммуникативного контакта - как вариант конструктивной стратегии речевого поведения в конфликтной ситуации, где, в частности, имеет место вербальная агрессия - была заявлена в 31% сочинений шестиклассников и около 22% восьмиклассников. По данным методики незаконченных фраз этот показатель значительно ниже - соответственно 9% и 14%. Как показывают визуальные наблюдения за речевым поведением учащихся изучаемого возраста, процент школьников, позитивно реагирующих на вербальную агрессию в свой адрес, составляет не более 5-7%.
Среди конкретных способов словесного урегулирования конфликта учащиеся называли следующие: выражение согласия, уступки ("соглашаюсь с ними"; "окажусь не прав"; "уступаю" и т.п.); высказывание аргументов в свою защиту ("стараюсь доказать ему, что он поступил неправильно"; "стараюсь убедить в обратном"; "доказываю свою правоту" и т.п.); выяснение причин конфликта ("разберусь, почему у них есть причины" и т.п.).
Сравнивая полученные данные, можно заметить, что наиболее частой реакцией школьников на вербальную агрессию являются различные формы ответной речевой агрессии. С другой стороны, относительно редкое использование физической агрессии как ответной на вербальную позволяет сделать вывод о частичной социализации данной разновидности агрессивного поведения у изучаемой возрастной группы.
Прочие статьи:
Социальные мотивы получения образования
Мотивация получения высшего образования зависит от различных факторов (гендерных, возрастных, специализации вуза и др.). Более того, можно предположить, что эти факторы действуют не изолированно друг от друга, а взаимосвязаны. Иными словами, можно попытаться выявить различные типы мотивации получен ...
Содержательный смысл математического уравнения
Вникая в смысл слова «уравнение» мы понимаем, что оно выражает процесс уравнивания. Что именно уравнивается и зачем? По-видимому, уравнивать можно что-то с чем-то и именно об этом говорит тот факт, что уравнение выражается равенством двух частей. Но в чем состоит смысл уравнивания? Ведь это значит, ...
Реализация дополнительной образовательной программы развития
художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста
По результатам проведенного диагностического исследования нами было выявлено, что уровень развития художественно-творческих способностей дошкольников в среднем находиться на низком и среднем уровне. Данный факт нацелил нас на создание дополнительной образовательной программы по изобразительной деят ...