Развитие исследовательских умений младших школьников в ходе проектирования

Статьи об образовании » Методические условия реализации метода проектов при обучении русскому языку в 4 классе » Развитие исследовательских умений младших школьников в ходе проектирования

Страница 4

Умение сравнивать

Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Существенные признаки - это такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных. Для мышления младших школьников характерна такая особенность, как однолинейность. В связи с этим, дети либо видят только сходство, не замечая различий, либо отмечают различия, не видя сходства. Для овладения операцией сравнения учащиеся должны научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Овладение операцией сравнения имеет огромное значение в учебной работе младших школьников. Огромная часть усваиваемого содержания построена на сравнении. Именно эта операция лежит в основе классификации явлений и предметов и их систематизации.

Умение высказывать суждения, делать умозаключения выводы

Понятия в мышлении не выступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить значит высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает свое развитие. Суждение - одна из основных форм логического мышления.

Эффективным средством развития умения высказывать суждения могут быть упражнения, приведенные ниже.

Задание. Проверьте правильность утверждений:

Все деревья имеют ствол и ветви.

Тополь имеет ствол и ветви.

Следовательно, тополь — дерево.

Все граждане России имеют право на труд.

Петров – гражданин России.

Следовательно, Петров имеет право на труд.

Важным средством и результатом мышления является вывод. Или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которые на основе имеющегося у людей знания или опыта, выводится новое знание. Умозаключение позволяет мышлению проникать в такие глубины предметов и явлений, которые скрыты от непосредственного наблюдения.

Каждая личность проходит в своем развитии тот же путь, что и все человечество в целом, но только в определенно сжатые сроки. Человеку отпущено немного времени для того, чтобы пройти собственный нелегкий путь познания. Поэтому заниматься исследовательской деятельностью следует с раннего возраста. Ведь именно в этом возрасте, характеризующемся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и по существу завершается физиологическое созревание основных мозговых структур, на этом этапе возможно более эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.

Дети младшего школьного возраста с жадностью впитывают знания об окружающем мире, получая от взрослых ответы на свои бесконечные вопросы, наблюдая за тем, что происходит вокруг. Стремление младшего школьника к получению новых знаний, с одной стороны, - острейшая необходимость в этих знаниях, с другой – благодатная почва для начала исследовательской деятельности. В связи с этим применение метод проектов необходимо в учебно-воспитательном процессе начальной школы, ведь проект – это самостоятельная практико-ориентированная работа интегрированного характера, в которой учащийся решает не только конкретные учебные, но и исследовательские, культурные, социальные и прикладные задачи, наполненные конкретным образовательным содержанием и практическим смыслом для учащегося.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Подведение итогов эксперимента и выработка методических рекомендаций
В диагностике творческих способностей, проводимой по методике В. Кудрявцева и В. Синельникова, описанной в первом параграфе данной главы, приняли участие 25 детей старшей группы (2 отсутствовали по уважительной причине. После проведенной работы был повторно проведен анализ. Результаты показали, что ...

Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ “ЦРР – детский сад № 221”
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 221» общеразвивающего вида работает по программе «Радуга», осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о некоммерческих организациях, законом РФ «Об образовании и иными правовыми актами». ...

Группы педагогических умений
Опишем теперь педагогические умения учителя, объективно необходимые для овладения педагогической деятельностью. Они составляют три большие группы умений, касающихся постановки задач и организации ситуации, применения педагогических приемов воздействия, использования педагогического самоанализа соот ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru