Умение сравнивать
Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам. Существенные признаки - это такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных. Для мышления младших школьников характерна такая особенность, как однолинейность. В связи с этим, дети либо видят только сходство, не замечая различий, либо отмечают различия, не видя сходства. Для овладения операцией сравнения учащиеся должны научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Овладение операцией сравнения имеет огромное значение в учебной работе младших школьников. Огромная часть усваиваемого содержания построена на сравнении. Именно эта операция лежит в основе классификации явлений и предметов и их систематизации.
Умение высказывать суждения, делать умозаключения выводы
Понятия в мышлении не выступают разрозненно, они связываются между собой. Формой связи понятий друг с другом является суждение. Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить значит высказывать суждения. С помощью суждений мысль получает свое развитие. Суждение - одна из основных форм логического мышления.
Эффективным средством развития умения высказывать суждения могут быть упражнения, приведенные ниже.
Задание. Проверьте правильность утверждений:
Все деревья имеют ствол и ветви.
Тополь имеет ствол и ветви.
Следовательно, тополь — дерево.
Все граждане России имеют право на труд.
Петров – гражданин России.
Следовательно, Петров имеет право на труд.
Важным средством и результатом мышления является вывод. Или умозаключение. Умозаключением называется форма мышления, посредством которые на основе имеющегося у людей знания или опыта, выводится новое знание. Умозаключение позволяет мышлению проникать в такие глубины предметов и явлений, которые скрыты от непосредственного наблюдения.
Каждая личность проходит в своем развитии тот же путь, что и все человечество в целом, но только в определенно сжатые сроки. Человеку отпущено немного времени для того, чтобы пройти собственный нелегкий путь познания. Поэтому заниматься исследовательской деятельностью следует с раннего возраста. Ведь именно в этом возрасте, характеризующемся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и по существу завершается физиологическое созревание основных мозговых структур, на этом этапе возможно более эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.
Дети младшего школьного возраста с жадностью впитывают знания об окружающем мире, получая от взрослых ответы на свои бесконечные вопросы, наблюдая за тем, что происходит вокруг. Стремление младшего школьника к получению новых знаний, с одной стороны, - острейшая необходимость в этих знаниях, с другой – благодатная почва для начала исследовательской деятельности. В связи с этим применение метод проектов необходимо в учебно-воспитательном процессе начальной школы, ведь проект – это самостоятельная практико-ориентированная работа интегрированного характера, в которой учащийся решает не только конкретные учебные, но и исследовательские, культурные, социальные и прикладные задачи, наполненные конкретным образовательным содержанием и практическим смыслом для учащегося.
Прочие статьи:
Пути активизации познавательной активности дошкольников
Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяют: - общение (Д.Б.Годовикова, Т.М.Землянухина, М.И. Лисина, Т.А.Се ...
Понятия мотивации и мотива
По мнению И.А. Зимней, одним из важнейших компонентов педагогической деятельности является ее мотивация. В педагогической деятельности выделяются те же ориентации, что и в учебной. Мотивация педагогической деятельности определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность. ...
Методические особенности проведения детской экспериментальной деятельности
Организация экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможно при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент. Опыт всегда дол ...